Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

savanna life

Привет, индийский штамм!

Студенты ульяновского госуниверситета привезли индийский штамм COVID-19
https://www.kommersant.ru/doc/4803783

****
Мы ВВ Душиком как раз едем в Ульяновск на следующей неделе на пару дней, открывать коррозионную станцию в Старой Майне и читиать лекции в школе  и университете, так что, московские френды, пишите, что вам оттуда привезти)
savanna life

методологическое

По итогам сегодняшнего приема кандминимума.

Я считаю, что определение энтропии как "меры беспорядка" надо запретить в приличных вузах. Потому, что в силу своей примитивной субъективности оно застревает в головах намертво.
В результате, даже излагая второй закон от зубов и глядя в цикл Карно, человек вам все равно будет говорить про меру беспорядка.
Спросите его, где же тут в им же написанной формуле заключен беспорядок, что именно тут его обозначает, и я вам гарантирую, что человек зависнет.
Потому, что наличествует беспорядок у него в голове, порожденный плохим определением, а вот глубокое осознание связи понятия энтропии с диссипацией отсутствует.

Студент/аспирант уже не рассматривает энтропию как параметр, характеризующий потерю энерегии при совершении работы, а рассматривает как параметр разупорядочивания некоей умозрительно предсуществующей, чаще всего, пространственно организованной конструкции. Вследствие этого искаженного восприятия определения энтропии и его рабочего функционала студенту становится трудно управляться с энтропией в описании процессов, он непроизвольно привязывает его к описанию пространственного расположения материальных точек.

Но попробуйте спросить его, что и почему произойдет с энтропией монокристалла, в котором расположение дефектов будет повторять расположение атомов одного типа в определенной закономерности (скажем, мы удаляем каждый третий атом), и я вам гарантирую опять-таки зависание в 9 случаях из 10.
savanna life

Малая Родина - время перемен

Только мы на прошлой неделе подписали рамочное соглашение о сотрудничестве между институтом и правительством Ульяновской области, как губернатор Сергей Морозов ушел в отставку (нет, мы тут ни при чем!:)
Но зато ВРИО пришел потомственный инженер-бауманец Алексей Русских, так что я надеююсь, что мы опосредованно с ним сумеем сработаться и реализовать все задуманные проекты.

У нас будет несколько направлений сотрудничества, прежде всего, с автопромом и ядерным кластером, так как разработанные в институте сорбционные газовые топливные элементы нужно все-таки побыстреее внедрять, да и отечественную радиофарму продвинуть не мешало бы.

Лично мой проект - образовательный, я частью деталей уже делилась. Он в Ульяновской области особенно уместен, так как там есть одно из двух региональных представительств РАН.

Я хочу создать в Старой Майне своеобразный районный альтер-эго Сириусу и прочим хабам, аккуммулирующим талантливых детей со всей страны и далее распределяющим их в федеральные и региональные центры.
Эта работа нужна и важна, но я хочу попробовать создать параллельный тренд в обратном направлении.
Так, чтобы у детей в районных школах тоже была интересная жизнь, доступ к научным проектам, участие в них, общение с молодыми и не очень учеными, так, чтобы наше национальное интеллектуальное "среднее"  росло не только за счет обесточивания регионов и накопления мозгов от периферии к центру.
Если в регионах образовательный уровень не будет расти, центрам потом просто некуда будет распределять все их инновации, их некому будет воспринимать, продвигать и обслуживать.
Пока мы запланировали ряд научно-образовательных проектов, которые можно вести бессрочно с дистанционным руководством из Москвы (в супервайзерах будут наши молодые ученые, аспиранты и даже студенты), вовлекая в них постоянно подрастающих школьников Старой Майны и соседних поселков и сел (например, наблюдения на коррозионной станции и мониторинг качества воды в Волге).
Там строят новую школу, и, надеюсь, удастся с Минпросом местным договориться о закупке необходимого для школьного практикума, если нет, попробуем убедить спонсора в необходимости оного.

Пандемия нам обрубила возможность проведения выездного ФизХимФеста, там мы планировали объединить студентов Ульяновского педагогического, поскольку любая наука начинается со школьного учителя, детей из базовых школ РАН Ульяновска и детей из районных школ, немножко профессоров РАН, нашу инситутскую фест-команду и пару команд из местных вузов со своими интерактивными станциями, чтобы провести и квест, и лекторий в режиме open air.
Эту идею мы тоже не оставили, хотелось бы, конечно, провести мероприятие в год науки и технологий, но если не выйдет, проведем в следующем, ничего страшного.

В общем, поехали, там посмотрим, куда и как вывезем.
savanna life

скоромное

Прочитала сегодня лекцию в медиацентре Вышки.
Причиной такой невоздержанности стало вот это мероприятие
Благо для лекторов оно бесплатное, я решила, что моей репутации это существенного урона не нанесет, а дети ни в чем не виноваты.
Тем более, что детей, которые хотят писать сочинения не только по литературе, но и по химии (среди других естественных наук), надо холить и лелеять, а  предоженная мне тема была мне волнующе близка.

Лекция называлась "Что общего между наукой и научной фантастикой", я адаптировала под нее лекцию о монстрах химической Вселенной с некоторыми дополнениями. Анонса не давала, так как лекция только для участников олимпиады, но она должна появиться в группе в ВК, как появится, дам ссылку.

Сонину только не говорите, а то его еще кондратий хватит от такого поругания и оскверненения)
savanna life

откопали стюардессу-2

В Госдуме разрабатывают законопроект об отмене обязательного ОГЭ, рассказал «Известиям» зампредседателя комитета по образованию и науке Максим Зайцев.
https://news.mail.ru/politics/44874521/?frommail=1

***
Вот мелочь, казалось бы, на фоне всего прочего в нашем образовании.

Я много раз повторяла и еще раз повторю.
Основная проблема с нашими научно-образовательными реформаторами в их бессистемности и отсутствии видения собственных стратегических целей.
Они мечутся как однорукий инвалид, который в белой горячке клеит новые обои, и этому образу не изменяют.

Когда Петр I что-то реформировал, он это делал не для того, чтобы в России было как в Европе, а для того, чтобы в России было так, как ему и самой России нужно. Нужен России флот для собственных геополитических целей? Ок, идем учиться у тех, кто умеет строить флот.
Цель первична, а способ ее достижения вторичен, хотя и желательно найти наиболее эффективный и учиться у тех, кто той же цели достиг оптимальными средствами.

За все время реформ мы не услышали ни одной внятой цели от реформаторов, кроме "перехода к воспитанию потребителя вместо творца".
Андрей Александрович хотел сказать, что нам нужно квалифицированное промежуточное звено между творцом идеи и ее материальным воплощением, но уж сказал как сказал, в этой формулировке оно и поехало.
В результате того самого преобразующего звена как не было, так и нет в нужном размере, а воспитание потребителей взяли на себя телевизор и интернет.  Потому, что то самое инженерно-технологическое и исполнительное квалифицированное звено это не недоучки, это люди, которые получили качественное специальное образование. Не огрызок от просто хорошего классического, а качественное специализированное. Не "инженеру химия не нужна", а иженеру нужна хорошая программа по химии, ориентированная на его специализацию.  Иначе не будет хорошего инженера.

В чем с реформаторами дело, я не знаю, почему им так трудно ответить на вопросы - нужно ли России образованное население и зачем оно ей нужно.
Вот Китай, очевидно, знал ответ на аналогчный вопрос, ну, так он и решил поставленную перед собой задачу.
За те же самые тридцать лет, что у нас идут бесконечные реформы с введением образовательных инноваций и отменами через несколько лет.

А у нас реформаторы продолжают упрекать научное сообщество, что оно не предлагает правительству масштабные проекты, аналогичные полетам на Марс и получению управляемого термояда. И искренне удивляется тому, что оно не предлагает.
Не понимают реформаторы, что люди, которые в Китае 20-30 лет назад в такие проекты вписывались, вкладывались в них всей своей будущей профессиональной жизнью с уверенностью в том,  что на пути к цели у них не возникнет человек, который скажет "все, ребята, сворачиваем лавочку, у нас тут новая идея".  Они знали, что бюрократ, который был с ними первые 10 лет, передаст дела следующему, и тот будет обеспечивать такое же упорное продвижение к большой цели, как делал предыдущий. В новых жизненных реалиях, но ко все той же цели.
Которому это было поручено правительством, а оно, в свою очередь, знало, зачем ему и термояд, и реформы образования, и не меняло правил игры на каждом перегоне. У Китая была цель, Китай к ней шел и не переключался, и все средства обслуживали цель, а не наоборот, как это происходит у нас.

Поэтому мы так и будем то вводить болонскую систему, то отменять, то вводить ОГЭ-ЕГЭ, то отменять, и так далее.
Пока или ишак, или падишах.
savanna life

о разнообразии симптомов похмелья

Все уже в курсе  того, что если вас атаковали с применением фосфорорганических БОВ, вам просто нужно лечь и хорошенько выспаться, и оно само и пройдет как ни в чем не бывало?
Ну, знайте теперь.

***
А я предупреждала, что школьная программа по химии просто  никуда не годится? Предупреждала. А я предупреждала, что программу надо поменять, а не химию исключить из обязательного школьного образования? Предупреждала. А я предупреждала, что в 21-м веке, когда любой житель мегаполиса живет в мире синтетическом на 90%, он химию знать должен просто ради самое себя? Педупреждала.
А что замена химии и физики в старших классах на естествознание для всех, кроме будущих абитуриентов в вузы с соответствующими вступительными эзаменами, плохо закончится? Предупреждала.
#аяпредупреждала

А вы не слушали. Ну, вот вам теперь и будут ездить по ушам со всех сторон совершенно безнаказанно, и кем бы вы себя не считали, но в дураках оставят именно вас.
savanna life

откопали стюардессу

Написание и защита диссертаций по итогам обучения в аспирантуре могут стать обязательными. Такой законопроект Комитет Госдумы по образованию и науке планирует рассмотреть перед вторым чтением в палате.
https://news.mail.ru/society/44557912/?frommail=1
savanna life

оупен-спейс

Про то, что за математиками и историками последовали филологи, уже все знают, наверное.
Я про публикацию в "Холоде", кому надо, нагуглит. Очередной известный специалист в своем деле оказался весьма подкован и в склонении студенток к БДСМ-развлечениям.

Я не особенно хотела касаться этой темы, просто потому, что это все уже повторение пройденного. Я единожды высказалась, не вижу смысла повторяться детально -сексуальные отношения преподавателей и студентов, начальников и подчиненных это табу не потому, что любовь на работе это ужас-ужас.
А потому, что это всегда не про любовь, а про власть. Для любви никаких препонов быть не может. Влюбился в студентку? Увольняйся и люби себе на ваше взаимное здоровье. Чем не пожертвуешь ради любимой женщины, что там кафедра и должность.
А не так, чтобы все остальные студентки вокруг смотрели на это и думали, почему эта студентка так хорошо успевает по предмету, наверное, очень способная, это мы, дуры, ночами над учебниками сидим.
Аспирантка влюбилась в завкафедрой? Ну, барышня, идите на другую кафедру/в другой вуз и любите себе своего завкафедрой всеми фибрами во внерабочее время, а не так, чтобы мы потом вас обнаруживали у него же в заместительницах.

А не вот этот вот все.
https://www.facebook.com/anna.narinskaya/posts/4146225062058252
Воозможно, эта дама не видит ничего особенного в том, чтобы к профессиональным способностям женщины, делающей карьеру, присовокупить для продвижения и все остальные. Иначе этот текст, содержащий абзац про взаимное согласие, в принципе не мог бы родиться, если бы мысленный бэкграунд был другой.

Вы уж меня извините за прямоту, я очень хорошо понимаю, откуда тут что растет, благо уж дополнительных опций у меня всегда с собой было и это никак не зелен виноград в моем исполнении. Это табу. Если женщина, особенно женщина с опциями, хотя бы единожды про себя допускает даже мысль о том, что она может этими опциями воспользоваться в профессиональной среде в направлении снизу вверх, все, карьеру ей можно и не делать вообще никакую, чего бы она ни добилась, это ничего не будет стоить. Даже если она мега-профи и, тем более, если.

Это обоюдное табу, никому нельзя, но с начальства всегда больший спрос по определению.
Потому что власть именно у него. Власть это принуждение по умолчанию, нет таких слов "взаимное согласие" там, где у соглашающихся разное количество власти не просто на одном профессиональном поле, а на одной линии в этом поле. Их просто быть не может. Или один/оба из поля выходят, или разница во власти будет так или иначе довлеть, поскольку один прямо зависит от другого.

Моя личная глубокая убежденность состоит в том, что недопущение подобного рода вещей как начальниками, так и подчиненными это вопрос, в первую очередь, самоуважения, а оно, во вторую, есть производная воспитания.
Выводы сами можете сделать.