"На авось" имеет тот же вес в нашей культуре, что и "на потом".
К чему это я? К тому, что мы пришли в половине одинадцатого уже с билетами на руках, наша обилеченная очередь начиналась от края козырька, и стояли час двадцать, чтобы войти внутрь. Когда мы вышли, обилеченная загибалась петлей от края козырька до детской площадки и обратно ко входу. Хвост необилеченных начинался от спуска в переход к ЦПКИО. У одного из спутников возник закономерный вопрос, кто сейчас в Москве на работе, если все здесь.
Сама выставка, даже несмотря на то, что для москвича ее содержание минимум наполовину состоит из обязательной программы школьных экскурсий с первого по одинадцатый класс, очень хороша. Хороша прежде всего тем, что показывает "всего Серова", и портретиста, и пейзажиста, и графику, и классику, и модерн, и возможностью наглядно увидеть, какой разной техникой пользовался Серов для изображения разных людей, как точно она выверялась не только под внешний образ человека, но и под его характер.
Кроме того, очень удачно сложились и контрасты передачи образов в портретах, шаржах и фото.
Мне лично запомнился чувственно-томный Дягилев vs шарж на него же "Дягилев через 15 лет", на котором претенциозное сибаритство молодости было превращено в растолстевшую сальность зрелости.
И неуловимо печальный портрет Шаляпина углем, которым честный Серов отобразил следы бремени славы на том, кого так любил. Что бы ни говорил Горький об устойчивости Шаляпина к ее разъедающей силе, а друг-художник все же видел лучше.
***И уж, конечно, глядя на портреты тогдашней российской элиты, сложно удержаться от мысли про "какие лица" - "И теперь у нас Нарышкины и Шуваловы...но разве же это те Нарышкины и те Шуваловы!..."
В общем, я очень рада, что пошла, но тем, кто пойдет туда в выходные, я не завидую...