?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Ничего лишнего
Вашу логику повесьте здесь
leolion_1
leolion_1
паршивцы и рукавицы
В ленте у Натальи Геда digital_geda увидела ссылку на перевод интервью под названием "Так мы выращиваем дерзких паршивцев" детского психиатра из Швеции, написавшего книгу о воспитании, которая, как я понимаю, произвела некоторый шок и трепет в нежных мозгах европейских родителей.
http://svonb.livejournal.com/881417.html

Само интервью очень хорошее, я не спорю, и почти все, что в нем написано, я оцениваю положительно, в том числе, и сквозь призму собственного родительского опыта.
Но не могу не отметить, что прочитанное оставило у меня стойкий привкус вновь изобретенного велосипеда.

Возьмите "Педагогическую поэму" и найдите хотя бы пару отличий в плюс. Все новое это нехорошо забытое и вечные истины не могут быть не банальны.
Должна вам сказать, что в свое время, несмотря на множественные и усердные попытки родственников и их знакомых подсунуть мне сразу после рождения сына всяческие непрактичные изыски от Спока и до наших дней, именно эта книга Макаренко стала для меня своего рода педагогической Библией и остается таковой и сегодня. Да, я не всегда умею ей следовать, зачастую мне недостает воли и характера (впрочем, срывы и ситуативные отступления от собственных принципов случались и у самого Макаренко, о чем он честно писал).
Но я за всю свою жизнь не видела более золотых и верных букв, когда-либо написанных о том, что такое родительский авторитет и для чего он нужен.
Не человек для субботы. И не ребенок для авторитета. Наоборот.  Родительский авторитет это основа детской уверенности в себе и в жизни. При этом родитель не должен пыжиться и изображать из себя то, чем он не является, потому что нет ничего хуже, чем лопнувший в один непрекрасный день родительский мыльный пузырь. Родитель ребенку для того, чтобы научиться относиться с уважением к живым людям, а не к дутым жупелам, и через это научиться уважать самого себя.

Не знаю, что вы думаете, но как по мне, труды Макаренко - образец педагогической рациональности и глубокого уважения даже и к физиологической основе человеческих взаимоотношений между родителем (воспитателем) и ребенком. Это - фундамент, а все остальное - частности, которые зависят от особенностей конкретных родителей и детей.
Мне кажется, что их нужно самым активным образом переиздавать на европейские языки и всячески рекламировать, раз уж у людей там такие трудности.

И что касается телесных наказаний.
С годами я только укрепилась во мнении о том, что болезненный телесный контакт в качестве педагогического средства приемлем, но не в качестве наказания, а только в качестве предупреждения и обозначения границ. Для воспитания условного рефлекса, "это розетка и это нельзя". Как только ребенок дорастает до возраста, в котором телесное внушение начинает восприниматься как осознанное унижение, использование этого средства должно прекращаться безоговорочно.
Понять, что этот возраст наступил, очень просто - это тот самый момент, когда ребенок перестает пытаться распускать руки в отношении взрослых всякий раз, когда он обижен или не получил желаемого. Это что-то около 3.5-4 года. Вот это примерно тот рубеж, за которым вразумление подзатыльником должно уходить безвозвратно, сообразно происходящей на глазах родителя эволюции чада из хомо так себе хабилис к хомо кое-что сапиенс.

Метки: , , , ,

24 комментария or Оставить комментарий
Comments
digital_geda From: digital_geda Date: Апрель, 7, 2015 18:08 (UTC) (Ссылка)
Спасибо, как всегда было интересно Ваше мнение. Поскольку шок от этой статьи (пока не от книги) не только у европейцев: http://taki-net.livejournal.com/2066058.html. Статью таки пытаются выдать за ольгинский вброс на основании милейшего наблюдения: " В одном только ЖЖ 65 репостов, 3 страницы." Интересно, что мысль о том, что статья элементарно цепляет за живое любого разумного родителя, даже не приходит в голову автору. Очень буду ждать перевода этой книги на русский с немецкого. Была бы книга на английском - думаю, перевели бы мгновенно.


leolion_1 From: leolion_1 Date: Апрель, 7, 2015 18:13 (UTC) (Ссылка)
Честно Вам признаюсь, что автор по ссылке по моим меркам в хомо кое-что сапиенс покамест таки нет:)

Я бы тоже взглянула на книгу не без любопытства, но, как и написала, что-то мне подсказывает, что велики шансы на то, что я это уже читала.
digital_geda From: digital_geda Date: Апрель, 7, 2015 18:25 (UTC) (Ссылка)
С этим трудно не согласиться:) в принципе, в интервью просто озвучены мои мысли, как будто его у меня брали:)
moisav From: moisav Date: Апрель, 7, 2015 20:53 (UTC) (Ссылка)
Ну нового, действительно мало. Во всяком случае, где интуитивно, где по проичтанному, но мы как-то так и стараемся двигаться. Пока еще в начале пути :)
leolion_1 From: leolion_1 Date: Апрель, 8, 2015 05:48 (UTC) (Ссылка)
Но вот, пишут, что труд этого психиатра стал настоящим педагогическим откровением для тамошних родителей:)
moisav From: moisav Date: Апрель, 8, 2015 11:55 (UTC) (Ссылка)
Зажрались. Вот мы сейчас вчетвером в одной комнате, да как укладываешь спать одновременно грудного младенца и трехлетнего попрыгунчика - не до педагогического либерализма :)
softwizard From: softwizard Date: Апрель, 7, 2015 22:13 (UTC) (Ссылка)
Где же это я читал, что Макаренко считал маузер неотъемлемой частью воспитательного процесса. Впрочем, он не совсем детей воспитывал.

А это всё предельно банально. Я элементы этой истории вижу на собственных детях.
leolion_1 From: leolion_1 Date: Апрель, 8, 2015 05:32 (UTC) (Ссылка)
Про маузер это неправда. И Макаренко был категорически против телесного воздействия. За все время он только раз ударил воспитанника (а ты знаешь, с кем он имел дело) и очень тяжело это переживал.
leolion_1 From: leolion_1 Date: Апрель, 8, 2015 05:49 (UTC) (Ссылка)
В личку отправила тебе сообщение по нашим делам.
prof_moriarty From: prof_moriarty Date: Апрель, 8, 2015 00:08 (UTC) (Ссылка)
Не понял при чем тут макаренко, ну да ладно.
leolion_1 From: leolion_1 Date: Апрель, 8, 2015 05:40 (UTC) (Ссылка)
При том, что все эти "родитель не должен вертеться вокруг ребенка аки веретено, в семье должна быть иерархия взаимоотношений между взрослыми и детьми и между опытом и любопытством" и т.д. у него очень доступно и на понятных примерах описаны. Я до сих пор помню историю про платье, которое сшили маме вместо капризной дочери, как инструкцию.
prof_moriarty From: prof_moriarty Date: Апрель, 8, 2015 05:42 (UTC) (Ссылка)
Ах вот в каком плане.
Понимаете, он очень интересный гм...нквдэшник.
ТО по педагогике, что у него верно, то принадлежит не ему.
А что принадлежит ему, то неверно.
leolion_1 From: leolion_1 Date: Апрель, 8, 2015 05:47 (UTC) (Ссылка)
Я читала книгу как она есть. Сама книга просто прекрасная. Как там отделить его от не его, я не знаю. Вы можете показать на конкретных примерах?
prof_moriarty From: prof_moriarty Date: Апрель, 8, 2015 05:54 (UTC) (Ссылка)
Ну Локка вот сразу вспомнил про трудовое воспитание.
Если еще подумать, то и про семью можно найти до макаренко.
leolion_1 From: leolion_1 Date: Апрель, 8, 2015 05:59 (UTC) (Ссылка)
Но это ж надо по отдельности искать, а там все вместе. Книга-то и хороша своей цельностью в первую очередь, она последовательно описывает наиболее распространенные проблемы, с которыми сталкивается родитель, и способами их решения в рамках его воспитательной парадигмы. Ну, камон, Проф, в юнеско тоже не совсем дураки сидят, он таки был педагогической фигурой. Вы можете его по любым причинам в грош не ставить, но для очень многих людей в их родительской жизни он стал настоящим спасательным кругом, и для меня в том числе.
prof_moriarty From: prof_moriarty Date: Апрель, 8, 2015 06:00 (UTC) (Ссылка)
Маша, кто у вас мама по профессии?
leolion_1 From: leolion_1 Date: Апрель, 8, 2015 06:02 (UTC) (Ссылка)
Программист, а что?
prof_moriarty From: prof_moriarty Date: Апрель, 8, 2015 06:06 (UTC) (Ссылка)
А у меня учитель. Потому и.
Т.е. это вот для вас откровение, а меня уже лет с 10ти от этой вашей пидагокики мутило.
Собственно потому и прочитав книжку сделал вывод, что "хрень полная", поскольку был знаком с другими источниками.
leolion_1 From: leolion_1 Date: Апрель, 8, 2015 06:12 (UTC) (Ссылка)
С такой оценкой "Педагогической поэмы" не соглашаюсь. Она ж даже и написана не как педагогический материал.
И она мне так мила в первую очередь потому, что меня на каких только идеях ни пытались воспитывать, и Спок этот еще, чтоб ему, а лучше бы вот как раз на макаренковских, мне бы это во многих отношениях куда более в жизни помогло, в том числе, и в отношениях с родителями. Которым что от меня, что от брата в свое время здорово досталось, и что-то мне по зрелом размышлении сдается, что все эти тогда и теперь новомодные педагогические -измы, о которых говорит дядька в интервью, и были тому первой причиной.
prof_moriarty From: prof_moriarty Date: Апрель, 8, 2015 06:16 (UTC) (Ссылка)
Конечно, Маша, вы не согласитесь.
Я постом выше и объяснил почему. У нас с вами слишком разная предистория.
Т.е. матушке в свое время, еще в пед. училище, рассказывали чем все это новомодное заканчивалось.
ne_berta From: ne_berta Date: Апрель, 8, 2015 05:05 (UTC) (Ссылка)
Ты хочешь сказать, что ребенок до четырех лет может бить маму и мама может шлепать его тоже?
leolion_1 From: leolion_1 Date: Апрель, 8, 2015 05:45 (UTC) (Ссылка)
Конечно, ребенок может, они так и делают. Не в том смысле, что это разрешается, но дети используют это как первое средство наряду с плачем.
Мама тоже может, но не в качестве наказания, как я и написала. Но может потому, что в этом возрасте это быстрее может спасти ребенку жизнь и здоровье, чем многое другое.
Я прибегала к этому средству нечастно, но я при этом не обивала всю квартиру с пола и до потолка мягкими уголками, не превращала все розетки в крепости и не находилась в перманентном поиске того, что бы еще могло причинить ребенку неприятность, чтобы это немедленно убрать с его пути. К четырем годам ребенок уже сам начал понимать, что к чему, и средство перестало требоваться, окрик начал действовать лучше.
ne_berta From: ne_berta Date: Апрель, 8, 2015 05:58 (UTC) (Ссылка)
Нет, просто у меня ребенок единственный раз попытался шлепнуть меня месяцев в 9-10. Года не было ей, точно помню. И я сказала - НЕЛЬЗЯ. Все, больше попыток не было. Ни меня, ни папу, ни бабушку с дедушкой. Я могла шлепнуть по попе лет до пяти только по одному поводу - если бабушка плохо себя чувствовала, а ребенка на ней прыгала и отказывалась прекращать. Конечно, зря шлепала, потому что можно было и обойтись другими способами, но силы кончались.
Просто для меня нонсенс, что ребенок в четыре года пытается кого-то бить... Ну в год-полтора еще понять можно, но в четыре...
Наверное, это про мальчиков. В них я ничегошеньки не понимаю.
leolion_1 From: leolion_1 Date: Апрель, 8, 2015 06:01 (UTC) (Ссылка)
Ну, ясное дело, что это не универсальная история, но я знаю и девочек, которые лезли на родителей с кулаками, уже выйдя из полного младенчества. По моему опыту и опыту наблюдений за средой именно речевой контроль опасных действий с полным различением интонаций начинает восприниматься ребенком как должное и важное вот где-то примерно к тому возрасту, о котором я написала.
Хотя, конечно, тут многое зависит и от темперамента, у кого-то этот возраст настает существенно раньше, но 3-4 это тот рубеж, за которым любые здоровые дети уже вполне могут обходиться без шлепков для прекращения их вредоносной деятельности)

Edited at 2015-04-08 06:04 (UTC)
24 комментария or Оставить комментарий