leolion_1 (leolion_1) wrote,
leolion_1
leolion_1

De actu et visu

По мотивам одной не такой уж давней дискуссии в комментах по поводу качества нынешнего студента.
Наблюдения за средой вынуждают меня констатировать довольно грустную вещь.

Российское высшее образование стремительно теряет способность достигать главной своей цели, а именно развития у студента навыка к системному мышлению. Что это такое? Это умение устанавливать взаимосвязи между явлениями с помощью так называемого "научного метода", умение оценивать глубину и прочность этих связей и выявлять недостающие. Это прощупывание умом того явления, с которым имеешь дело, со всех сторон, и отсутстствие привычки хватать в качестве объяснения то, что лежит на поверхности, до того, как прощупывание будет завершено.
Без этого никакое научное творчество невозможно, только его имитация.
Если у человека не развит этот навык, он может обладать сколь угодно большим объемом знаний, все без толку, он обречен на то, чтобы "перебирать мусор".
Если у человека этот навык развит, он - творческая созидательная единица. Навык может быть построен на очень небольшом наборе данных, остальное человек сумеет нарастить на этом умственном скелете сам в процессе работы, если навык есть.

Развитое системное мышление это условие необходимое и достаточное для научной работы, помимо, собственно, желания ею заниматься.

Почему так происходит, что российское образование все хуже справляется в этом отношении? Да, ливановщина тут играет свою роль, упирая на то, чему учат, вместо того, чтобы упирать на то, как, но основная причина не в ней.
Основная причина в оскудении среды, это расплата за утечку мозгов до начала двухтысячных.
Не имеет значения, как вы меняете содержание учебных курсов, имеет значение как это содержание преподается, как именно построен лекционный материал и как он читается, с какими акцентами, примерами, отсылками к соседним курсам.

Иногда достаточно одного хорошего лектора, одного-единственного грамотно выстроенного курса, чтобы дать студенту необходимый навык, если студент способный, конечно.
Так вот, я вынуждена сказать, что сейчас и этот один находится все реже.
А я все чаще вижу выпускников - способных и даже талантливых, -под завязку забитых кусками знаний, зачастую самых современных и, я бы сказала, нередко и экзотических, которые можно было бы отложить до аспирантских спецкурсов, и эти куски в их сознании практически никак не связаны между собой, так, свободно болтаются в черепной коробке туда-сюда.
Не потому, что они глупые или неразвитые, а потому что думать им никто особенно не предлагал и задачи такой перед ним в процессе обучения не ставил.

Насколько я могу судить, основное содержание контрольной работы с материалом все больше сводится не к самостоятельному поиску решения и разработке его алгоритма, а к подбору готового алгоритма из небольшого набора.
По моему спецкурсу я уже несколько лет даю одно и то же задание - самостоятельно, принимая в расчет небольшой набор условий и используя лекционный материал, придумать некую функциональную наносистему и объяснить, почему она должна быть устроена именно так, чтобы работать. Любую, хоть для полетов в космос, главное, суметь обосновать свою фантазию.
На это дается пара недель, задание защищается у доски, студент рисует схематическое изображение (тоже полезно, между прочим), остальные задают вопросы и ищут слабые места, то есть, оппонируют, активность "в зале" тоже составляет часть оценки. Так вот, вместо естественного, казалось бы, для студента радостного азарта, ведь ничего не надо зубрить или писать, ходи себе и просто думай, первая реакция на задание - панический ступор. "А как это? Мы так не умеем, что все это значит?"
Потом, правда, как дело доходит до самого зачета, то большинству эта форма начинает нравиться, но действительно справляется с ней очень небольшое число, на группу из 15 человек -  от силы 3-4.

Их так учат, а тех, кто мог бы их научить иначе, осталось критически мало. Новых, естественно, негде взять.
Tags: наномысли наномозга
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments