Довольно часто тут и там вспоминают слова о взаимосвязи человека и субботы.
Но меня больше беспокоит то, что Он сделал в связи со сказанными словами.
Самый смысл сделанного.
Господь исцелил страждущего в субботу. Это так естественно теперь умещается в нашем сознании - конечно, разве Он мог поступить по другому? Это совершенно так и должно было быть. Потому что мы не чувствуем важности иудейской субботы, она для многих из нас, христиан, своеобразный символ фарисейства. Но тогда..
А Он просто взял и сделал это. Явив милосердие прежде заповеди. И лишь потом сказал "вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже." (Ин. 5) Так было.
Это было прямое и недвусмысленное указание. "Вы - жестокие. Соблюдающие - и жестокие. В правилах - и жестокие. Богобоязненные - и жестокие. Соблюдать субботу ради Господа и ради этой субботы оставить без всякой помощи страдать человека - жестоко. Даже если вы обольетесь слезами, на него глядя, но все равно выберете субботу, а не человека - вы жестокие, и суббота ваша Господу не угодна."
Указание, выраженное действием Того, Кто хочет, чтобы мы поступали, как Он.
Не говорили, а поступали.
И я уверена, что в Катехизисе совершенно невозможно найти иное описание Его слов и действий. Невозможно найти в ККЦ такое место, в котором бы говорилось на основании сравнения тех и этих переводов, семантического анализа и богословских трудов, что Господь Иисус Христос, проходя мимо паралитика, на самом деле сказал ему "Знаю о твоем страдании и мог бы избавить тебя. Но не могу сегодня исцелить тебя, потому должно соблюдать субботу, как безошибочно учит нас наша вера".
Но почему же тогда аппеляция к человеческим страданиям часто - слишком часто - оказывается стоящей меньше, чем соответствующий параграф из ККЦ? Именно из ККЦ - потому что, как только заглядываешь в Евангелие, то там видишь только то, что видишь.
Почему люди, которые вроде как должны быть немножко не от мира сего, так часто и так легко говорят "ну да, то, что мы видим, очень трагично, нам всех очень жалко, и мы прекрасно понимаем, что человек очень и очень страдает, но вот у нас есть параграф, а в нем то-то и то-то, так что поделать ничего мы не можем, не тронь параграф ".
Мы будем милосердны, когда минует суббота.