Предупреждаю, что под катом имеется некоторое количество спойлеров, хотя я старалась их численно ограничить.
Сначала о плохом.
Нет, у меня нет претензий к физике, в конце концов, если это устроило Торна, то устроит и меня. ***Я не смотрела информацию по фильму до похода в кинозал, и только в комментах вчера написали, что фильм консультировал физик. Поскольку речь шла о перемещениях по кротовым норам, то догадаться было нетрудно, но я не знала, что Торн выступил аж в качестве сценариста***
У меня есть серьезные претензии к биологии. Вы меня извините, я, конечно, всегда понимала, что теорфизики, как и математики, живут в стратосфере и о том, откуда в природе появляются носки и яичница, могут и не знать. Но даже они могли бы хотя бы догадываться, что дети из пробирки не вырастают в этих пробирках во взрослых людей, до 9 месяцев еще можно дотянуть искусственно, но далее это годы и годы ухода, воспитания и образования. Поэтому план "Б" по заселению планеты в исполнении одного, а даже и двух взрослых людей и сотен оплодотворенных яйцеклеток заранее обречен на провал, по крайней мере, в таком темпе, в котором это было озвучено в фильме. Два человека не могут вырастить и воспитать даже двадцать маленьких детей одновременно, тем более, в условиях незаселенной и чужой планеты.
Ну, и пробуждение от криосна (дабы замедлить ход биологических часов, это должен быть именно криосон, чтобы уменьшить скорость всех химических процессов в организме) за минуту тоже очень доставляет, "неравновесные фазовые переходы и их последствия" - нет, не слышали.
Но, допустим, это так, придирки.
Что не придирка, так это сам сценарий.
Викинги с присущей им аналитической лаконичностью поставили очень точный диагноз. "Властелин Колец идет еще дольше, а смотрится не так".
Я вам больше скажу - и очень неспешный Солярис Тарковского смотрится не так, и Апполон-13 смотрится не так.
Очень заметно, что у фильма нет оформленной литературной предыстории.
Сценарий не ощущается единым целым, он то ускоряется, то замедляется, то в какой-то линии обрывается, то какая-то вдруг начинает торчать, как нитка из шва.
Некоторые моменты с драматургической точки зрения выглядят просто по-идиотски, например, сцена в бункере НАСА и назначение Купера пилотом космолета.
За монолог Хэттуэй о любви перед решением о выборе следующей точки для посадки хотелось бы кому-то прописать по первое число. Лучше бы просто списали у кого-нибудь, хотя бы у Шекспира, и то было бы убедительнее.
Персонажей для такого фильма на мой вкус некоторый переизбыток, в результате часть характеров оказывается плохо прописанными и смазанными не по вине актеров.
Например, доктор Манн в исполнении Деймона выглядит внезапно вставленным в уже готовый сценарий, на его месте вполне могла оказаться любая другая пакость из числа природных, которая бы приводила к такой же аварии, а Манна можно было смело грохнуть заранее, как и остальных. Характер плоский, роль написана наспех и безобразно, и даже Деймон ее не спас, хотя сам факт появления такого персонажа показателен (об этом ниже).
Мискастинг.
Приходится признать, что Энн Хэттуэй, к которой я отношусь неплохо, такие роли давать нельзя. Такое количество слез вместо всех прочих эмоций это слишком, это не мелодрама, все-таки.
Наконец, звук. Звукорежиссера расстрелять или уволить с запретом на професссию.
Если меня попросят назвать несколько фильмов, в которых звукрежу напрочь отказало чувство меры в совмещении музыки и текста, этот будет одним из них и, возможно, первым номером.
Постоянные напряженные звуки с экрана в течение трех часов просто раздражают, и ничего более.
Надо определяться заранее, что вы снимаете, фантастику или музыкальный фильм.
О хорошем.
Да, посмотреть стоит.
Сама идея этого фильма и основная сюжетная канва очень небанальны, фильм выбивается из ряда блокбастеров последних лет просто разительно и возвращается к той глубине мысли, что направляла космическую фантастику середины прошлого столетия.
В этом отношении то, что сценарий писал человек, профессия которого заключается в том, чтобы думать, несомненное благо, это делает кино другим, настолько, что его не без оснований можно назвать новаторским.
И это то, ради чего стоит смотреть, вы действительно увидите что-то новое. Причем, это не будет новизной "Аватара", которая вся была привязана к эстетике и сложному художественному воплощению довольно простых и давно известных идей и явлений, нет, это действительно новое пространство для полета мысли, а не только воображения.
Главная сюжетная линия, основанная на взаимоотношениях отца и дочери, прописана и исполнена превосходно.
Макконахи большой молодец, в основном благодаря его работе эта линия, в отличие от прочих, продержалась всю дорогу, не пошатнувшись.
Спецэффекты очень хороши, не они в этом фильме главное, но хороши.
Ну, и доктор Манн. Да, его плохо написали сценаристы. Но сама идея этого характера - самого блестящего "продвинутого ученого", на которого все возлагают главные надежды, и который все свои силы и талант тратит на то, чтобы прикрыть "пустышку", оборачивая ее в красивый фантик собственной репутации и умело подделанных данных, и делает это очень убедительно, совершенно не считаясь с теми потерями для других, которые его поведение приносит, - само появление этого характера в фильме, где сценаристом выступил ученый, очень и очень символично.
Даже если Торну идея вставить этот персонаж пришла в голову посреди дороги, и техническое исполнение этой идеи не слишком удалось, но идея пришла ему в голову не зря.
Идеи, они имеют склонность витать в воздухе, знаете ли, и время от времени выражать себя разными способами, когда плотность их роения становится слишком высока.
Собс-но, приступ кинокритики окончен:)