leolion_1 (leolion_1) wrote,
leolion_1
leolion_1

Categories:

пути и люди

В последнем каритативном посте состоялась небольшая дискуссия, вызванная описанием "богословских" размышлений бабушки Вари. Там это продолжать мне показалось не совсем правильным, поэтому дискуссия переносится сюда. 
Сначала небольшой цитатный набор из самого существенного. 

bobi4ka Зачем противопоставлять? Полно людей, которые и в церковь не ходят, и Библию не читают, и никому не помогают при этом. А много и тех, кто и в церковь ходит, и помогает. И среди неверующих полно сволочей, и что-то я не заметила, что они больше помогают кому-то, чем верующие и церковные люди. 
 
Leolion
Я не противопоставляю, я описываю характер, мало того - сие не мои слова, а слова другого человека

bobi4ka
 Сама ты так или иначе, возможно, не замечая, противопоставляешь "плохих церковных" и "хороших нецерковных". А насчет сволочей - это не суд, а констатация факта. Назвать сволочь сволочью - не значит осудить, а значит назвать вещи своими именами. Лично у меня никакого пиетета перед "хорошими неверующими" нет. Не знаю, кто больше видел жизнь, а кто меньше, но почему надо делить мир на "хороших неверующих" и "плохих верующих", а не на "хороших верующих" и "плохих неверующих", как оно в жизни тоже частенько случается?

Leolion Про противопоставления "хороших" и "плохих", а также "церковных" и "нецерковных" - это не ко мне. Это к Евангелию от Матфея, глава седьмая. Я-то речь веду о делах, а ты - о сволочах. Одно есть неприятие деяний (а точнее, недеяний), а другое - человека. 

bobi4ka В теории - да, а на практие, если честно подумать?

Leolion Я противопоставляю пути, которые делят мир, те, которые ведут к Нему независимо от церковности, и те, которые ведут в пустоту, будучи в лоне церкви, но проходя истинно мимо нее.

bobi4ka Я не знаю, ведут ли пути к Нему независимо от церковности, потому что Он сам о таких путях ничего не говорил, но вообще противопоставлять-то зачем именно таким образом? Не слишком честное противопоставление получается. Сразу представляется мытарь, который бьет себя в грудь и говорит: "Спасибо, Боже, за то, что я не фарисей. Я и в церковь не часто хожу, и Библию на часто читаю, и праведностью особой не отличаюсь, зато я людям помогаю. А фарисей - он весь такой церковный, но живет в пустоте, куда ему до меня". И знаешь, почему-то мои симпатии в данном случае не на стороне мытарей, а на стороне фарисеев. Честно скажу, надоели мне мытари, кичащиеся тем, что они не фарисеи. 

А теперь несколько моих ремарок. Которые могут показаться вполне пафосными, да и вообще, какими угодно могут показаться. 

1. Фарисеи - это люди, которые смирили себя до того, чтобы приносить жертву, но не дерзнули узнать милость. Это люди, которые боятся любить с дерзкой, неодолимой и безрассудной силой, веря, что любовь Божия выше наших проступков. Это люди, которые, как и все, ищут защиты в любви Божией, но отказывают в такой защите другим. Они до сих пор думают, что эту защиту надо заслужить. Они не знают безусловной любви, окружая ее тысячами "если". Их снедает рвение о себе, но не о доме Господнем. 

2. Почему они таковы? Возможно, потому же, почему мытари (собир.) оказываются мытарями. Потому, что человека часто любят не за то, что он человек, он есть и он - чадо Божие, а за оправдание своих в человеке ожиданий. Не за то, какой он есть, а за то, что он поступает хорошо, правильно, так, как от него ждут. 
И человек спрашивает себя - а если я сделаю что-то не то? Получается, меня никто не будет любить? И кто-то становится мытарем, говоря "ну и тогда мне нечего терять, меня все равно никто не полюбит, потому что я нехорош и не могу все время поступать хорошо", а кто-то - фарисеем "нет, я попробую, я буду все-все делать очень тщательно и хорошо, соблюдая малейшие тонкости, я буду хорошим во всем, и тогда, может быть, кто-то полюбит меня"

3. Фарисей не за то благодарил Господа, за что стоило бы. Если бы он сказал "Благодарю Тебя, Господи, что я не таков, как этот мытарь. За то, что Ты милостью своей удержал меня от того, чтобы быть худшим из того, что я есть теперь. Потому что мытарь - это я. Я и он - это одно и то же. Я могу в любой час стать таким же, потому что это я и есть. И только Твоя десница держит меня. Но почему мне, Господи? Почему не ему?  Помилуй, Господи, меня и брата моего и дай ему, как Ты дал мне. Я и он - одно и то же, и я, не заслужив, получил, дай и ему не по заслугам нашим, коих нет, а по Твоему милосердию. " Вот если бы он так сказал, ушел бы так же оправданным, как и мытарь. 

4. А мытарь, возносящий благодарение Богу, благодарит его так (а не так, как Вера описала) "Благодарю Тебя, Господи, что Ты со мною и любишь меня таким, какой я есть. Я сам себя не люблю, я грешен, слаб и не умею воздавать Тебе славу, как нужно.  А Ты меня все равно любишь, хотя я и не заслужил. Благодарю Тебя, Отче, что Ты дал мне это узнать. Но почему мне? Почему не ему? Я и брат мой фарисей - одно, я могу также бояться, закрываться в правилах, не иметь смелости сказать "Я боюсь Тебя, не доверяю Тебе, что мне делать?" Я, ведомый своим страхом, тоже могу пытаться заслужить Твою любовь и тем самым оскорбить дар и его бескорыстие. Могу стать жестоким и равнодушным из страха Тебя потерять. Могу осуждать и не любить людей за то, что они падают, нарушая правило. Которым я спасаю свой внутренний покой и лишь потому охраняю его рьяно. И только Твоя десница держит меня. Так дай же, Господи, бедному брату моему узнать бескорыстие Твоей любви, дай ему так, как дал мне, хотя я и не заслужил. Дай ему узнать, что Ты любишь его не за его благочестие, не за его страх, а за то, что он Твое дитя." 

5. Мытари отдают что-то не потому, что они хороши и внутренне богаты. А потому, что они не в силах сдержать рвущуюся наружу и познанную ими любовь. Фарисей от мытаря отличается температурой. Горячо. По разному, но должно быть горячо. Это не имеет отношения к эмоциям. Но температура всегда одна. И это не они горячи - это огонь, который исходит не от них, горяч. Истинное сострадание всегда сопровождается болью, страхом и пределом духовного напряжения. Душа горит в этом огне, который причиняет боль, и не сгорает, потому что огонь благ. И Дух, дышащий, где хочет, опаляет этим огнем любое сердце, независимо от того, церковное оно или не очень. А холод столь же упорно пробирается и в церковные сердца, укореняясь в них успешней, чем где либо. Врата ада так и пытаются одолеть Церковь Божию - через иллюзорное ощущение обретенного спасительного покоя, через ощущение заслуживающего благодать благочестия. Накопления и приобретения сокровищ сердца своего, тщательного их складывания в захоронку , чтобы с ними чего не произошло, а не бескорыстной растраты. И полной забывчивости в том, что все бескорыстно получаемые сокровища - не наши. Они не для того, чтобы их хранить.

Путь - он очень и очень узок. Есть только один способ, формы у него разные, но способ один. Гореть. Болью, страхом, отчаянием, безверием и пустотой других, которые есть мы сами. В полном слиянии с ними, с огнем страдания, который их снедает. Открытыми  всему, что они переживают. Разделять их неуверенность, ужас и пустоту и не боясь потому пережить все то же самое. Отдать всю такую драгоценную милость и любовь, такую нежную, безусловную, все принимающую, верную навечно и безоговорочно, которую почти немыслимо оторвать от себя - и отдать. Кому-то от себя отдать в страхе, что сам расстанешься с ней навсегда. 

Гореть. Здесь и сейчас. Чтобы не сгореть потом. Это кажется почти нереальным, и уход в печаль и безнадежность кажутся много проще, как и поиск прибежища под сводами канонов, параграфов и предписаний. Которых не пережил и не выстрадал сам, которые готовыми спасательными кргами всегда под рукой, не требующие от тебя искать, думать, болеть и отвечать за свое. Готовые решения - только возьми и прикройся ими, надень их - и тебе будет комфортно и спокойно, ничего не будет болеть, ничего не надо решать самому, с тобой не случится ничего плохого.  
Почти нереально. Потому что мы суетны, эгоистичны, безответственны и предательски неверны. 
Но любовь Божия выше наших проступков. И Его верность, проливаясь и перехлестывая через нашу слабость, связывает нас с ближними и устанавливает нас в Его любви навечно. Если Им обретенное и от Него пришедшее не будем хранить для себя.
Tags: goodness
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments