И последнее на эту тему.
Я не хочу начинать длинных рассуждений на тему о том, что внутреннее рабство, в котором так любят упрекать других, в каждом живет глубже, чем он сам о себе думает.
Звуки одного и того же рабства слышны как в полубезумных взываниях о "русском мире", слезливых словесных объятиях "ах, Крым вернулся к маме" и паточных придыханиях в сторону ВВП (если президент делает, что положено, то за что его хвалить, спрашивается, его для того и выбирали, а если нет, так четырежды тем более), так и в упорных повторениях "мы подарили Крым, назад забирать нельзя, он украинский".
И в том, и в другом случае люди ощущают себя и соседа кем-то, кого можно перемещать с места на место волей барина и кому-то дарить, и раз уж так случилось, то ничего не поделаешь, смиримся.
Вся их принципиальность упирается только в вопрос о том, кому именно подарили (для некоторых важно еще, и кого именно, при этом практически ни для кого не важно, кто именно был тем самым барином).
То есть, если бы Крым и крымчан этак подарили Северной Корее или Ирану, ну, может быть, те участники Марша за мир, которые свято убеждены в том, что Крым должен быть украинским, ходили бы менее уверенной поступью. Может быть. Или если бы в России требования о референдуме предъявила бы Якутия, то взывающие "краснорубашечники" тоже подрастеряли бы уверенность в своих силах.
Но что "подарить", "отдать" и "продать" это необсуждаемо правомочные и неотменяемые опции в отношении земель и людей, лишь бы это случилось достаточно "вчера", это верно для обеих категорий граждан.
Собственно, этого все равно не изменить, так что это второстепенно.
Что меня, как это говорят, вымораживает, так это короткая человеческая память и способность воспринимать недавнюю историю как кино.
А также умение убеждать себя, что из семян одного и того же вида могут вырасти совершенно разные деревья.
Например, что известная речевка, под которую в центре европейского города прыгают вполне себе обычные студенты, не "правосекторные", не футбольные фанаты, может породить в народе на подведомственной территории высокий образец истинно европейской терпимости и открытости.
Или то, что беспрестанные разговоры об оплаченности людей, стоявших на Майдане, вкупе с "ядерной пылью" в подарок США способны пробудить в народе на другой подведомственной территории лучшие черты, вроде известной русской душевной щедрости, милости и братолюбия.
Чему лично я рада (пока), это отсутствию кровопролития на полуострове. Санкции, потери бюджета и прочая это все не имеет значения по сравнению с жизнями людей. Если это такая цена, то я лично на нее согласна.
Но у меня такое впечатление, что далеко не все из тех, кто радуется "возвращению домой", не выходя из дома, осознают, что платить действительно придется.
И далеко не все, когда придет время терпеть и платить за "возвращение своих", смогут удержаться от того, чтобы выкатить им счет и обвинить их в том, что расплата наступила.
Далеко не все из бросающих в воздух чепчики сегодня смогут действительно остаться своими завтра, когда это потребуется по-настоящему.
Меньше бы безосновательной эйфории, граждане. И больше готовности к собственной ответственности за каждое государственное решение и трудной работе. Она вам понадобится в самое ближайшее время.