?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Ничего лишнего
Вашу логику повесьте здесь
leolion_1
leolion_1
слова, которые я не люблю
Есть несколько слов, по отношению к которым я испытываю особенно острый антагонизм. Два "топ"-призера - это "лузер" (но не о нем речь) и "комплекс".

Слово "комплекс"  стало столь расхожим, что мы его употребляем едва ли не чаще, чем слово "секс". Такое впечатление, что процесс, отображемый в результате (в "комплексе") нам вполне заменяет этот самый секс.

Все носятся с этими комплексами как с писаной торбой, любовно их разглядывают, холят и лелеют.  Народ уже настолько потерял представление о самоуважении, что начал считать наличие этих комплексов проявлениями своей индивидуальности и ими гордиться. То есть,  наши комплексы - это не какие-нибудь там ваши комплексы, именно нашими комплексами мы от вас и отличаемся.  Больше комплексов, хороших и разных (в смысле, глубоких и диких)! Психотэрапэвты счастливы и толпятся у витрин ювелирных магазинов.   

Наличие комплексов стало рассматриваться как признак сложности натуры, это своеобразный знак качества и показатель интеллектуального класса. И никто уже не желает вспоминать, что раньше комплексы именовались "страстями".  
Раньше - это до появления дядьки Зигмунда, который в конце своих изысканий пришел к тому, что в человеке действительно наличествует нечто, что можно определить как первородный грех, и был этим весьма и весьма обескуражен. 

Теперь уже человеку ничего нельзя сказать -  мол, ты ленив, ты некритичен к себе, ты пессимистичен без меры, ты слишком обидчив, ты зациклен на своей внешности или ты неопрятен, ты эгоистичен и пр. - на это тебе скажут, что да, у меня комплекс такой и вот такой, а еще эдакий.  Все, извинился сам в себе и делу конец. 
И еще добавят, что этот комплекс у меня из-за мамы с папой, этот - из-за школьной учительницы, а этот - из-за тренера по плаванию. Взрослые люди, давно выросшие из этих пеленок, чьи мамы, папы и учителя уже давно на пенсии и сами не могут шагу ступить без посторонней помощи - эти люди опять влезают в те же пеленки, и сидя в них, пускают эти оправдательные пузыри. 

Раньше все это называлось просто - лень, уныние, зависть, гордыня, чрезмерное упование на милосердие Божие или отчаяние в нем.  Простые вещи - и спрос был очень простой. И способ преодоления. Такой простой , что аж противно - ни одной лазейки не видно. Но все изменилось, когда пришел "комплекс". 
Все стало таким сложным, таким индивидуальным, таким непреодолимым и требующим чрезвычайно деликатного отношения - а то, упаси, еще комплексы появятся.

Раньше - при всей аскезе и смирительном терпении - такое впечатление, что человек лучше знал и помнил о том, что он звучит гордо. Гордость его выражалась, в том числе, и в раскаянии. Искреннем и глубоком. Оно давало человеку шанс  вставать с колен над своими страстями и оставлять их в прошлом, по крайней мере, их изрядную часть. Оно давало ему шанс на борьбу - и на победу. Если победы не обещалось - человек, по крайней мере, дешево свою шкуру не продавал. 
Теперь  у человечества новая мода - ползать перед комплексами на коленках, храня их как собственное "я",  но при этом очень горделиво (не гордо!) задрав нос.  Теперь мы все просто обязаны иметь комплексы, а если кто-то говорит, что у него их нет - ему отвечают, что это тоже комплекс. А человек хотел сказать что-то другое.

Комплекс вины, неполноценности, невостребованности. 

Советь мучает, пренебрег долгом, не уважаешь образ и подобие, заключенные в тебе, требуешь от других, вместо того, чтобы требовать с себя. 

Комплекс - это порок. Мы все не безгрешны и не беспорочны. Но когда нам говорят, что мы порочны - мы  чувствуем, что это серьезно, что это наших рук дело и в нашей обязанности что-то с этим делать. А когда нам говорят, что у нас комплекс - не чувствуем ли мы, что виноваты не тка уж сильно, что бороться с комплексами, может, и нужно, но не так, чтобы очень усердно, что у самого слова "комплекс" есть такой мягкий мило-извинительный оттенок?  Что в причине этого комплекса всегда - у истоков - стоит кто-то другой, но только не мы сами? 

Слово "комплекс" неизменно напоминает мне, что враг человеческий прячется в деталях. И совсем не случайно его главная регалия  -  царь лжи. Результатом этой лжи становится не освобождение человека от пороков, не стремление к тому, а их приятие в замаскированном виде как чего-то человеку свойственного, вполне нормального, но начисто лишающего его способности к здравому восприятию самого себя.

Метки: ,

7 комментариев or Оставить комментарий
Comments
vigna From: vigna Date: Июнь, 18, 2007 12:01 (UTC) (Ссылка)
Мне тоже не нравится. Но я больше замечала другой аспект: в связи с широким распространением и вульгаризацией этого понятия фраза "а это у тебя всё от комплексов" стала чуть ли не универсальным возражением.
Обычный паттерн:
- Не нравится, когда при тебе матерятся?
- Ну, это всё комплексы!

- Не считаешь, что обсуждение подробностей сексуальной жизни следует проводить прилюдно?
- Ну какой же ты закомплексованный! То ли дело вот я - человек без комплексов!


А ведь "комплекс" - это от слова, обозначающего сложность. Значит, человек без комплексов - простой? Но, как говорится, "Будь прост,но не слишком! Простейшее - амёба".
leolion_1 From: leolion_1 Date: Июнь, 18, 2007 12:39 (UTC) (Ссылка)
А это оборотная сторона той же медали. Равно как порок при таком определении не кажется слишком серьезным, так и встречное ему возражение обнуляется тем же образом.
vigna From: vigna Date: Июнь, 19, 2007 22:53 (UTC) (Ссылка)
Дело в том, что многое из того, что согласно некоторым современным тенденциям определяется как "комплекс" - такие качества, как скромность, рассудительность, сдержанность - в глазах некоторых других людей (причём, вероятно, и Ваших тоже) скорее добродетель, нежели порок.
Впрочем, это не отменяет того аспекта, о котором Вы говорите.
vladenie From: vladenie Date: Июнь, 19, 2007 06:05 (UTC) (Ссылка)

сложнее

Вы правы. Но не для всех.
Есть одно но: что компексы, что страсти - как их не назови - могут являться (а придолжном обращении являются) частью функциональности человека. Определяют его способность добиться результата, склонить удачу на свою сторону, перешагнуть преграды. Т.е. психотерапевты служат, скажем, механиками эмоционального интеллекта человека.
Думаю, что тем, кто видит смысл жизни в своей результативности, плевать: стасть или комплекс, "лишь бы починили" и он мог дальше потреблять успех. А тем, чей смысл жизни в более вечном, тем важно - страсть или комплекс.

Мораль первых - успех, оттого им так ценно слово "лузер", мораль вторых - общечеловеческие ценности.
(Удалённый комментарий)
leolion_1 From: leolion_1 Date: Июнь, 22, 2007 12:43 (UTC) (Ссылка)
Я скажу вот что - не должно быть у человека никаких "комплексов", конечно же. Но могут быть вполне отрефлексированные предрассудки. И даже слабости.

Так не просто "могут" - я вообще себе человека без слабостей и предрассудков не представляю. То есть, я икону св. Павла видела, но не уверена, что он именно так и выглядит. После того, как стал святым. :)

Определение комплекса - в том-то и дело - лишает человека как раз этой осознанной индивидуальности - осознанной о хорошем и осознанной о плохом.
Это всегда какая-то подсознательная бяка, одинаковая у всех в этом "черном ящике", просто по разному проявляющаяся. Это всегда так удобно - у вас комплекс, а вы его, ясный пень, не осознаете как следует, потому что корешки у него "там". Человеку и сказать-то нечего - он "да я све прекрасно понимаю, это вот нехорошо делать" - а ему "не-е-ет, вы не понимаете, это у вас комплекс, табуированность повышенная и сублимированный сексуальный страх. Да вы такие вещи по определению понимать не можете - от вас их ваша психика спрятала в извращенной форме. Из самосохранения".
Полный объем понятия "человеческая воля" утекает в этот психоделический песок.
(Удалённый комментарий)
leolion_1 From: leolion_1 Date: Июнь, 22, 2007 12:31 (UTC) (Ссылка)
Я думала-думала...и вот все-таки вынуждена была застопориться на следующем:
уменьшение слабостей (или того, что мы сами для себя под этим понимаем) это, в изрядной степени, результат тренировки. С одной стороны, лезть на рожон, не взирая на свои плюсы и минусы - малость глуповато. Если ты не обращаешь внимания на свои слабости, или, признавая их, все равно берешься за то, к чему не годен (общо), это значит, что уже некоторое время назад "ты мертв, как треска". Очень гордая и овеянная славой, но все равно совершенно дохлая :) ((С)-Иккинг Кровожадный Карасик III).

С другой стороны, и практически по той же самой причине, только с другой стороны зеркала - если сдаваться слабости там, где она не вредна и ее легко купировать - то что питает уверенность в том, что с ней удастся справиться в ситуации, где она фатальна?
softwizard From: softwizard Date: Июль, 3, 2007 08:20 (UTC) (Ссылка)

Игра словами

Вы правы в большом, и все-таки Ваше утверждение слишком сильное (в математическом смысле), чтобы быть полностью справедливым. Один мой друг говорил: "Самый большой комплекс - это воспитанность".
Комплекс - это повышенная чувствительность индивида к чему-либо, большая чем у окружающей индивида среды, сочетающаяся с пониженной способностью к самозащите. Да, если судить по гамбургскому счету, можно прийти к тому, что это порок, например, трусость.
Банальный пример - нежелание говорить об интимной стороне своей жизни прилюдно. Это самый распространенный комплекс. При желании, его можно редуцировать к страсти/пороку, но, имхо, это будет reductio ad absurdum.
7 комментариев or Оставить комментарий