leolion_1 (leolion_1) wrote,
leolion_1
leolion_1

Category:

Концепция управления и финансирования РАН по плану МОН

Вывешиваю голым текстом, как снято из пдф. файла.

Концепция организации управления и обеспечения функционирования научных организаций Российской академии наук

Оглавление

Введение ......................................................................................................................... 2

Участие научной общественности в принятии ключевых решений ФОИВ ............ 3

Принципы финансового обеспечения научных организаций РАН .......................... 4

Система оплаты труда научных сотрудников ............................................................ 7

Порядок назначения руководителей научных организаций РАН ............................. 8

Кадровое обеспечение и принципы замещения должностей научных сотрудников ........................................ 9

Мониторинг и оценка результативности научных организаций ............................. 10

Введение

Проект федерального закона № 305828-6 «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения правового положения, полномочий и функций Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук)» разработан в целях оптимизации организационно-правовых механизмов управления российской фундаментальной наукой, повышения эффективности фундаментальных и поисковых научных исследований, обеспечивающих получение научных результатов мирового уровня.

В соответствии с требованиями законопроекта предлагается концепция организации управления и обеспечения функционирования научных организаций РАН (рис. 1).

Основными принципами новой модели управления и порядка финансирования научных организаций РАН являются:

открытость, прозрачность и коллегиальность в принятии важнейших решений с ключевой ролью экспертных групп активно работающих ученых, в независимости от их формальных статусов;

увеличение объемов фактического финансирования ведущих научных групп, расширение возможностей доступа к различным формам конкурсного финансирования;

создание организационно-финансовых инструментов направленных на построение перспективы карьерного роста молодых ученых;

внешняя экспертная оценка результатов деятельности, как научных организаций РАН, так и отдельных структурных подразделений.

При реализации единой государственной научно-технической политики указанной концепцией предусматривается множественность источников финансирования, гибкость форм государственного задания (рис. 2).

Участие научной общественности в принятии ключевых решений ФОИВ

Для сохранения традиций самоуправления научного сообщества, минимизации управленческих рисков и в целях реализации принципов открытости, прозрачности и коллегиальности при принятии важнейших решений при ФОИВ создается научно-координационный совет, сформированный из ведущих ученых научных организаций РАН и иных научных организаций, в том числе работающих за рубежом.

Состав совета утверждается Правительством Российской Федерации по представлению руководителя ФОИВ.

Совет рассматривает на своих заседаниях наиболее важные вопросы деятельности ФОИВ и принимает решения по вопросам:

проведения внешней экспертной оценки научных организаций с привлечением ведущих ученых;

формирования предложений по уточнению тематик и направлений фундаментальных исследований и объемам их финансирования, а также одобрения программ развития научных организаций;

разработки прогнозов развития научной, научно-технической и инновационной сферы, рынков наукоемкой продукции и услуг;

порядка организации экспертиз долгосрочных программ научных исследований, а также проектов, финансируемых на конкурсной основе.

ФОИВ принимает решения при учете рекомендаций Совета, в том числе по вопросам:

осуществления функции главного распорядителя средств федерального бюджета в отношении организаций, подведомственных научных институтов РАН;

ведомственного финансового контроля в установленной сфере деятельности и контроля за использованием федерального имущества, переданного организациям, в соответствии с их уставными целями;

создания, реорганизации и ликвидации научных организаций;

сопровождения конкурсных процедур (подготовка предложений по кандидатурам в составе конкурсных комиссий, согласование проектов конкурсных документаций);

рассмотрения и утверждения программ инновационного развития научных организаций.







Принципы финансового обеспечения научных организаций РАН

В целях увеличения объемов фактического финансирования ведущих научных групп, расширение возможностей доступа к различным формам конкурсного финансирования устанавливается следующий порядок финансирование научных организаций РАН.

Финансирование научных организаций РАН осуществляется в рамках:

государственного задания (базовое и конкурсное);

исследований, финансируемых государственными и негосударственными научными фондами;

реализации федеральных целевых программ Минобрнауки России и отраслевых федеральных целевых программ;

иных источников (хозяйственные договоры, распоряжение РИД).

Реализация принципов финансового обеспечения научных организаций РАН осуществляется посредством применения единой системы нормативных и методических актов, формируемых Минобрнауки России и включающих:

правила формирования государственных заданий, которые устанавливают объем финансирования на:

ставки научных сотрудников;

содержание имущества, в том числе научного оборудования;

прочие административные нужды;

порядок конкурсного финансирования, в том числе требования к видам грантов и иным формам поддержки научных проектов, требования к экспертизе и квалификации экспертов, требования к форме и порядку предоставления результатов научных проектов.

В рамках государственного задания обеспечивается финансирование исследований, соответствующих приоритетным направлениям развития фундаментальных наук, определяемых РАН.

Система финансирования научных организаций РАН, в рамках государственного задания состоит из базового (гарантированного) и переменного (конкурсного).







Базовое финансирование направляется:

на содержание исследователей, занимающих ставки на основе бессрочного контракта (постоянные ставки);

содержание административного и вспомогательного персонала;

содержание исследовательской инфраструктуры и имущества.

Переменная часть формируется на конкурсной основе по заявкам на проведение научных исследований с учетом предложенных исследовательских программ научных учреждений РАН.

Переменная часть государственного задания направляется на:

обеспечение дополнительных ставок на реализацию научных проектов;

ресурсное обеспечение исследований (например, расходные материалы и реактивы);

расходы на командировки, стажировки и иную мобильность, публикацию и популяризацию полученных результатов;

использование, модернизацию и развитие собственной научной инфраструктуры, а также использование научной инфраструктуры сторонних организаций через центры коллективного пользования.

Постоянные и дополнительные ставки устанавливаются в соответствии с перечнем должностей и тарифной сеткой научных сотрудников, устанавливаемой Минобрнауки России и вводятся на основе «эффективного контракта», предусматривающего постоянную часть и стимулирующие выплаты.

Кроме того, правила расходования средств, полученных на выполнение государственного задания должны ограничивать долю финансового обеспечения исследователей, занимающих постоянные и дополнительные ставки, из иных источников.

Средства доводятся ФОИВ до научных организаций РАН в форме государственного задания с ежегодным уточнением (корректировкой).

ФОИВ представляет на согласование в Минобрнауки России бюджетные проектировки общих объемов финансирования научных организаций РАН на трехлетний период.

Дополнительными источниками финансирования являются средства, полученные при реализации федеральных целевых программ, средства государственных научных фондов (РФФИ, РГНФ, и возможно РНФ) и институтов развития, а также средства, полученные по договорам с хозяйствующими субъектами и распоряжения правами на созданные научными организациями результатами интеллектуальной деятельности.

Распределение ресурсов осуществляется научными организациями самостоятельно.







Система оплаты труда научных сотрудников

Размер оплаты труда научных работников будет привязан к среднему значению заработной платы по экономике субъекта Российской Федерации, с учетом повышающих коэффициентов для каждой из квалификационных групп работников научных организаций.

Указанная система будет устанавливать минимальные значения оплаты труда применительно к ставкам, распределяемым в рамках государственного задания.

Квалификационная группа

Минимальное значение повышающего коэффициента к среднему значению заработной платы по экономике субъекта Российской Федерации

Пример расчета для г. Москвы

Исходя из средней оплаты труда 46 тыс. руб.

Работники вспомогательных служб научных организаций (инженер и т.д.)

х 1,0

46,0

Младшая группа должностей научных сотрудников (например, ассистент, м.н.с., аспирант и т.д.)

х 1,4

64,4

Основная группа должностей научных сотрудников (например, с.н.с., н.с., доцент и т.д.)

х 2,6

119,6

Ведущая группа должностей научных сотрудников (например, вед.н.с., гл.н.с., профессор, зав. лаб. и т.д.)

х 4

184,0

Средняя величина оплаты труда коллектива, состоящего из 1 сотрудника ведущей группы должностей научных сотрудников, 3-х сотрудников основной группы должностей и 6 сотрудников младшей группы должностей, а также вспомогательного персонала (одного инженера на 10 научных сотрудников) составит порядка 200 % к среднему значению заработной платы по экономике субъекта, что для г. Москвы будет более 92 тыс. руб.







Порядок назначения руководителей научных организаций РАН

Коллектив научной организации выдвигает кандидатуры на должность руководителя научной организации, в соответствии с установленными научно-координационным советом ФОИВ требованиями. Одновременно допускается самовыдвижение как из числа работников научной организации, так из числа работников других научных организаций.

Перечень кандидатур направляется в РАН, которая готовит мотивированное заключение по всем представленным кандидатурам и согласовывает допуск кандидатур к участию в выборах. РАН имеет право не допустить кандидатуру до участия в выборах.

После проведения выборных процедур в научной организации соответствующее представление на должность руководителя научной организации направляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за научными организациями (далее - ФОИВ), для последующего направления на одобрение в Комиссию по кадровым вопросам Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.

На основании протокола заседания комиссии по кадровым вопросам Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию ФОИВ издает приказ о назначении на должность руководителя научной организации.







Кадровое обеспечение и принципы замещения должностей научных сотрудников

В целях создания организационно-финансовых инструментов направленных на построение перспективы карьерного роста молодых ученых и применения современных принципов замещения должностей предлагается следующий порядок кадрового обеспечения и замещения должностей научных сотрудников.

Минобрнауки России устанавливает базовые критерии оценки результативности для исследователей занимающих постоянные ставки на основе бессрочного контракта. Для таких исследователей устанавливается процедура обязательной аттестации, которая проводится не реже 1 раза в 3 года, но не чаще 1 раза в год.

Дополнительные ставки исследователей для реализации научных проектов в рамках государственного задания вводятся на основе эффективного контракта на срок до 5 лет.

Минобрнауки России устанавливает типовую форму эффективного контракта.

Минобрнауки России подготовлены изменения в Трудовой Кодекс позволяющие установить единообразный подход к назначению на должности научных работников во всех научных организациях, при этом на уровне подзаконных актов будут установлены:

сокращенные сроки проведения конкурсных процедур и упрощена процедура проведения конкурсов, в том числе за счет использования электронной площадки;

общие принципы и критерии оценки квалификации и результативности исследователей;

В целях представления научным работникам возможности выбора нового, развития или корректировки имеющегося направления исследований, в том числе через участие в научных программах и проектах других научных организаций, будет предусмотрена возможность установления для них длительного отпуска сроком до одного года не реже одного раза в 7 лет непрерывной работы.

Одновременно назначение на административные должности в научном учреждении РАН происходит на срок не более 5 лет и не более двух сроков.

Единый подход к замещению должностей научных сотрудников позволит обеспечить необходимую кадровую мобильность между научно-образовательными учреждениями, в том числе ведущими университетами, и научными организациями РАН.







Мониторинг и оценка результативности научных организаций

Оценка результативности проводится для всех научных организаций и состоит из оценки по формальным критериям, в соответствии с единой процедурой оценки результативности, и внешней экспертной оценки.

Перечень базовых критериев для единой процедуры оценки результативности (не более 25-30 измеряемых параметров) устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в научной и научно-технической сфере (Минобрнауки России).

Для объективного наблюдения за состоянием научных организаций, в том числе в период модернизации системы финансового обеспечения, вводится ежегодное наблюдение (мониторинг) результативности.

Единые правила проведения оценки устанавливаются Правительством Российской Федерации для всех научных и научно-образовательных организаций в части научной деятельности, независимо от их ведомственной принадлежности.

РАН и ФОИВ, в ведении которого находится научная организация, могут дополнять установленный перечень показателей результативности.

Полученные сведения о достигнутых результатах используются для оценки научной организации, которая проводится 1 раз в 5 лет.

Сопоставление результатов научных организаций проводится по референтным группам с учетом областей научных знаний (отраслей науки) и видов проводимых организациями научных исследований.

Результатом работы ведомственных комиссий и комиссий РАН является предложение по отнесению научной организации к 1, 2 или 3-ей категории.

Научная организация подлежит отнесению к 1-й категории в случае, если является лидером отрасли (научного направления) в Российской Федерации, результаты организации соответствуют мировому уровню и она располагает потенциалом для дальнейшего развития и улучшения своей деятельности.

Научная организация подлежит отнесению ко 2-й категории в случае, если показатели оценки результативности деятельности превышают минимальные значения для этой категории в соответствующей референтной группе и располагает потенциалом для развития и улучшения своей деятельности.

Научная организация подлежит отнесению к 3-й категории, если она располагает кадровыми, материально-техническими и иными ресурсами для осуществления профильных видов деятельности, но не показывает значимых научных результатов и не является при этом уникальной в соответствующей отрасли. ФОИВ и РАН принимают в отношении таких научных организаций решение или готовят в установленном порядке предложения по их реорганизации или ликвидации, а в отдельных случаях - по замене руководителя научной организации.

В случае отнесения научной организации к 1-й или 2-й категории внешняя экспертная оценка может не проводиться.

В случае отнесения научной организации к 3-й категории внешняя экспертная оценка должна проводиться в обязательном порядке, в том числе с целью оценки не только научной организации в целом, но и отдельных ее структурных подразделений (научных групп, отделов, лабораторий и т.д.).

Такая оценка возможна, в том числе, на основании результатов, полученных при реализации проекта «Карта российской науки», предусматривающего выявление наиболее результативных ученых и коллективов по объективным данным, полученным из международных наукометрических баз, и сведениям о полученных российских и международных патентах и выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах.







Tags: другая академия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments