?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Ничего лишнего
Вашу логику повесьте здесь
leolion_1
leolion_1
Простой непростой вопрос
Что для вас научная этика и этические обязательства научного сообщества по отношению к сообществу ненаучному, как вы это понимаете?
Подчеркиваю - меня интересуют не внутренние обязательства по отношению к коллегам или научной социальной иерархии, не корпоративная этика, а именно внекорпоративная.
Существует ли она и в чем заключается?

Ответы от членов научного сообщества и не принадлежащих ему равноценны и равносущественны.

Метки:

43 комментария or Оставить комментарий
Comments
roman_kr From: roman_kr Date: Сентябрь, 7, 2013 20:08 (UTC) (Ссылка)
мне бы хватило популярного изложения работающим ученым раз в два года своих работ
leolion_1 From: leolion_1 Date: Сентябрь, 8, 2013 05:55 (UTC) (Ссылка)
И все? Этого достаточно, чтобы ученый при всех прочих действиях, связанных со своей работой, мог бы чувствовать себя в приемлемых этических рамках?
moisav From: moisav Date: Сентябрь, 7, 2013 21:01 (UTC) (Ссылка)
Просвещать. Не навязчиво. Но по любой просьбе.
leolion_1 From: leolion_1 Date: Сентябрь, 8, 2013 05:56 (UTC) (Ссылка)
Любые другие действия-бездействия, связанные с проф. деятельностью, несущественны или включены в этические рамки по умолчанию?
taxipro From: taxipro Date: Сентябрь, 7, 2013 21:42 (UTC) (Ссылка)
Ученый, чаще всего человек, который бросает камень над толпой (он в ней же) по просьбе толпы или её представителей, и, мне кажется, сложно ожидать тут какой-то этики, когда сам, бросающий, не знает на кого будет падение камня. А может на него всё и упадёт.
nenastja From: nenastja Date: Сентябрь, 7, 2013 22:06 (UTC) (Ссылка)
Не выдавать себя за специалиста в областях, в которых вовсе не специалист.
leolion_1 From: leolion_1 Date: Сентябрь, 8, 2013 05:58 (UTC) (Ссылка)
А если специалист, то любые действия/бездействия, связанные с его деятельностью, этически приемлемы или просто выведены за рамки профессиональной этики?
flitched9000 From: flitched9000 Date: Сентябрь, 7, 2013 22:43 (UTC) (Ссылка)
Не врать самому себе. Остальная дверь -- прилагательное.
oleg96345 From: oleg96345 Date: Сентябрь, 7, 2013 23:53 (UTC) (Ссылка)
Этика - упрощенно говоря, это осознанная забота о границе между эгоизмом и альтруизмом, между сочувствием и отсутствием сочувствия.
Научная этика - о степени служения ученого обществу и культуре, о честности и справедливости конкуренции с другими учеными и неучеными за всякие вознаграждения.
Обязательства научного сообщества по отношению к сообществу ненаучному.
Конкретный ученый почти всегда прежде всего удовлетворяет собственный интерес. Косвенно получая за это деньги налогоплательщиков. Впитывает в себя средства с труднооценимым профанами конечным результатом. Вопрос в том, насколько честно он на это смотрит, пытается ли как-то быть более симбиотическим чем паразитическим.
Соответственно научное сообщество может установить среду в разной степени способствующую паразитизму. И соответственно обязано отчитываться и быть максимально прозрачным для налогоплательщиков, которые заведомо мало что поймут, но которые в итоге все равно могут дать обратную связь через нелюбовь к ученым как классу.
leolion_1 From: leolion_1 Date: Сентябрь, 8, 2013 06:00 (UTC) (Ссылка)
Спасибо за развернутый ответ. Каковы, по-Вашему, могут быть градации степеней служения ученого обществу?
prof_moriarty From: prof_moriarty Date: Сентябрь, 8, 2013 01:29 (UTC) (Ссылка)
Никаких обязательств.
У шудр есть обязательства по отношению к брахманам. У брахманов нет по отношению к шудрам.
Ну можно притянуть за уши: учить там. Или просвещать.
Но практика показывает, что это ан масс бесполезно.
Выход от фундаментальной науки всегда покрывает расходы на любые исследования.
leolion_1 From: leolion_1 Date: Сентябрь, 8, 2013 06:01 (UTC) (Ссылка)
Хм. Может ли тогда шудра быть использован брамином для удовлетворения собственного любопытства, оставаясь в неведении о своей роли и возможных последствиях, так, чтобы мы сочли это этичным?
(Удалённый комментарий)
roni_14 From: roni_14 Date: Сентябрь, 8, 2013 03:23 (UTC) (Ссылка)
Соглашусь, что не выдавать себя за специалиста там, где ты не специалист; вообще тщательно взвешивать, что говоришь (включая общечеловеческие ценности), так как к образованному человеку так или иначе прислушиваются (да и он просто речью лучше владеет)). И честно делать своё дело, выкладываясь по полной. Всё.
Насчёт популяризации - не отказываться разъяснить, когда спрашивают, но не более, всё же популяризаторство - это отдельная строка, мало кто может хорошо успевать и там, и там и это не задача учёного.
roni_14 From: roni_14 Date: Сентябрь, 8, 2013 04:12 (UTC) (Ссылка)
В общем, получается, что ничего специфического. "Честным пред собою" - пожелание универсальное. Можно, конечно, порассуждать на тему ответственности перед толпою за создание чего-либо вредоносного, но это нивелируется тем, что вредоносность непредсказуема. Если она вдруг вылезла - тут опять действует уже вышеупомянутое "надо тщательно следить за своими словами" и думать головой.
(Удалённый комментарий)
esya From: esya Date: Сентябрь, 8, 2013 03:58 (UTC) (Ссылка)
не обнаружила у себя никаких дополнительных моральных обязательств за пределами 10 заповедей
leolion_1 From: leolion_1 Date: Сентябрь, 8, 2013 06:10 (UTC) (Ссылка)
Менгеле и Габеру должно было бы хватать и двух, ан нет.
(Удалённый комментарий)
leolion_1 From: leolion_1 Date: Сентябрь, 8, 2013 06:11 (UTC) (Ссылка)
Вся масса, кто угодно, кто вообще знает о существовании людей, занятых научной работой.
vls_777 From: vls_777 Date: Сентябрь, 8, 2013 10:44 (UTC) (Ссылка)
Вопрос популяризации научных знаний для людей, ведущих научную работу, даже таких великих, как я, является одним из важных приоритетов © М. Ковальчук
urso_curioso From: urso_curioso Date: Сентябрь, 8, 2013 19:36 (UTC) (Ссылка)
он что, и правда так сказал?! %)

PS: уже нашел... да уж
From: grey_bro Date: Сентябрь, 8, 2013 12:57 (UTC) (Ссылка)
Ну можно прославиться как некий доктор Менгеле, на пути, так сказать, научной деятельности
Так что кое-какая ответственность таки должна быть. В рамках морали.
pharmazevt From: pharmazevt Date: Сентябрь, 8, 2013 20:25 (UTC) (Ссылка)
1. He лукавить.
Даже если Природа и ее Бог сказали тебе: "ты неправ", и карета гранта твоего насущного готова превратиться в тыкву.
2. Не использовать дубину властей предержащих с целью победы над оппонентом в научном споре.
3. Неуклонно признавать и подчеркивать заслуги своих коллег: стоя на плечах гигантов, не забывать этих гигантов поименно называть.

Edited at 2013-09-08 20:29 (UTC)
arcady_cz From: arcady_cz Date: Сентябрь, 9, 2013 20:44 (UTC) (Ссылка)
Как изменился уровень обсуждения этого вопроса по сравнению с временами «Физиков» Дюрренматта :)
43 комментария or Оставить комментарий