leolion_1 (leolion_1) wrote,
leolion_1
leolion_1

предложения рабочей группы сотрудников ИФХЭ РАН при участии СМУ ИФХЭ РАН

Я уже писала, по-моему, что СМУ РАН занимался сбором поправок к законопроекту № 305828-6 (о реформе РАН) и предложений о моделях деятельности институтов РАН.
В среду эти предложения будут обсуждаться на президентском совете у Фортова, куда приглашены и председатель СМУ, и его зам.

В нашем институте после открытого собрания была создана рабочая группа, которая вынесла свои предложения (поправки идут отдельным документом). Скана у меня нет, чтобы вывесить, но поскольку я принимала непосредственное участие, то под катом размещаю полный текст первых трех пунктов, которые кажутся мне наиболее важными, и краткое резюме оставшихся.
На заседании рабочей группы были сформулированы следующие предложения по функционированию институтов РАН.
1) Распределение ежегодного бюджетного финансирования институтов РАН должно осуществляться через научно-экспертный комитет (по 2-3 эксперта от каждого отделения РАН). Решение научно-экспертного комитета является основанием для выделения ежегодного прямого финансирования институтов РАН через Агентство научных институтов РАН. В состав научно-экспертного комитета входят эксперты – научные работники институтов отделения РАН. Также в состав научно-экспертного комитета должны входить наблюдатели с правом совещательного голоса: по два представителя от департамента по науке при Министерстве по образованию и науке РФ и от Президентского совета по науке и один представитель от СМУ РАН. На правах наблюдателей без права голоса выбираются наблюдатели от общественных организаций: один представитель Профсоюза работников РАН и один член общественного совета при Министерстве образования и науке РФ. Члены Президиума РАН и директора институтов РАН не имеют права входить в научно-экспертный комитет.
Ежегодно в научно-экспертный комитет направляются предложения-сметы о финансировании от каждого отделения, с научным обоснованием, представленным для каждого института отделения (институт запрашивает заработную плату, стимулирующие публикационные премии согласно отчету о публикации за предыдущий год, финансирование затрат на покупку и ремонт оборудования на год) и о деятельности самого отделения РАН (крупные отделенческие грантовые программы, организации международных лабораторий и др.). Президиум РАН также представляет в научно-экспертный комитет свои предложения о распределении финансирования с обоснованием, которые носят рекомендательный характер.Эксперты рассматривают поступившие предложения, представляют их научно-экспертному комитету и распределяют финансирование в соответствии с оценкой научной значимости представленных программ и в пределах выделенного бюджета.
Научные эксперты выбираются тайным голосованием на собрании отделения из предварительно составленного списка; списки составляют по представлению ученых советов институтов отделения. Максимальный срок работы эксперта в научно-экспертном комитете - 3 года, не более одного срока подряд, что необходимо для соблюдения принципа ротации. Реализация этого предложения позволит обеспечить непредвзятое распределение средств в соответствии с важностью поставленных научных задач и приоритетами развития российской науки, а также избежать лоббирования и финансовых злоупотреблений.
2) Отдельным законодательным актом должно быть четко регламентировано имущественное право институтов в отношении возможности сдавать в аренду часть занимаемой площади. Полный запрет аренды нецелесообразен, так как полученные средства могут быть использованы для планового ремонта помещений, частичной оплаты коммунальных услуг, компенсации затрат на срочный ремонт оборудования и коммуникаций или социальные проекты для сотрудников, что позволяет экономить бюджетные средства, выделяемые Академии. В связи с этим должны быть введены единые правила аренды для всех институтов: 1) допустима аренда не более определенного процента от занимаемой площади, 2) недопустима аренда рабочих специально оборудованных помещений, 3) введение полного запрета на выселение и уплотнение лабораторий института под аренду, 4) установление ценовой планки аренды относительно рыночной цены, 5) установление перечня расходных статей для использования средств, полученных от аренды. Отдельным Положением должен быть регламентирован перечень допустимых видов деятельности арендаторов. Сотрудники институтов, организующие малые наукоемкие предприятия, могут арендовать рабочие специально оборудованные площади института на льготных условиях. Кроме того, должна быть установлена и минимальная величина площади института, занятая рабочими помещениями. Соответствие заявленного и реального соотношения занятой, свободной и арендуемой площадей устанавливает специальная федеральная комиссия путем "живого" обхода института и проверки занимаемых помещений. Ответственность за выявленные нарушения несет руководство института в установленном законом порядке.
3) Следует в обязательном порядке сохранить выборность директора научным коллективом института, в соответствии с принятой в настоящее время процедурой, регламентированной Уставом РАН.
Пункты 4-6 вносят предложения по процедуре выборов заместителей директоров института научными коллективами, ограничению возраста и срока пребывания на должности заместителя директора института, созданию команды дублеров заместителей директоров и ученых секретарей из молодых сотрудников и об обязательной открытой публикации финансовой отчетности института.
Tags: другая академия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 15 comments