leolion_1 (leolion_1) wrote,
leolion_1
leolion_1

Category:

Моцарт и халтура

В режиме планшетного ознакомления во время поездки узрела у профессора ссылку на дискуссию http://jescid.livejournal.com/456865.html

Дискуссия навеяла на меня грустные мысли безотносительно конкретного повода, просто ассоциативно.
Я, конечно, сразу вспомнила, как на заре научной юности во второй половине девяностых ездила в Купавну за реактивами, и в банке с надписью "1-Гексадеканол х.ч." собственно цетилового спирта, нужного позарез, оказалась едва ли треть от всего содержимого. Тогда-то у меня и случилась потеря невинности относительно доверия к вывескам и этикеткам. Позже ларчик известной болезни экспериментатора "невоспроизводит" не раз открывался так же просто, как и емкости с реактивами  даже от известных западных производителей. Не могу сказать, что очень уж часто, зато чувствительно. Установка 20-летней давности - работает. У нынешних детали начинают вылетать одна за другой уже после полугода работы при постоянно растущей цене.  Оборудование начинает просто гореть в руках отнюдь не фигурально. Ощущение всепроникающей халтуры стало уже почти привычным.

Во Флоренции мы посетили музей Галилея. Первый вопрос, который мне задал сын, увидев вот эти установки и прочитав их описание - "Зачем они так красиво сделаны?"


Вопрос очень хорошо сформулирован, вы не находите?
Зачем так прекрасен телескоп Галилея, астролябии, термоскопы, комплекты навигационного, инженерного и военного инструментария тех времен?
Зачем все это так красиво?










Зачем они так хороши и при этом так безупречно, точно и тщательно выполнены именно как инструменты для решения определенных задач?
Зачем эта вроде бы лишняя эстетическая сложность, которая не влияет на практический результат?

Мне кажется, что эстетическая компонента здесь отображает духовную значимость профессии, которая эти инструменты использует, и уважение к ней. А надежность, точность и долговечность отображают представление о ценности задачи, решаемой с помощью инструмента.
Слияние красоты и инженерной безупречности это воплощение благоговения ремесла, использующего истину, перед искусством ее постижения.

Сейчас мы живем в эпоху информационной глобализации и ее милостью победившего масс-культа.
Сделать халтурный инструмент - в этом нет ничего особенного, подумаешь, завтра получат грант и купят новый, невелика важность. Да и что уж там за ценные задачи, не БАК же, в самом деле. Сегодня у них одна научная мода и одни ее короли, завтра - другие, под вывеской "Наука идет вперед" сегодняшние и сами стараются скорей забыть вчерашних.
 То есть, подспудное ощущение прямого оскорбления истины халтурой тут уже утеряно.
Потеря эстетической компоненты научного инструментария в угоду утилитарной, на первый взгляд, не так уж и драматична на этом фоне, но она кажется мне более фундаментальной.
Потому что именно ее исчезновение и ознаменовало собой смерть наследующей пифагорейцам науки как искусства постигать и возвращение вавилонского отношения к науке как к ремеслу. Ремесленник не связан с инструментом такой эфемерной штукой как вдохновение, он связан с ним более осязаемыми вещами, такими, как выгода, эффективность и конкурентоспособность.

***Отсюда же, кстати, проистекает и  специфический ревнивый "гуризм" нынешнего образовательного масс-культа и его служителей, включая сетевых. В дискуссии по верхней ссылке была упомянута пара известных в сети популяризаторов. Насчет Маркова я с определением автора поста не согласна.  Но вот в том, что касается передовика-пищевика и тучных стад его поклонников, взыскующих доступного им переизложения школьной программы...
Нет, это не фричество в распространенном смысле этого слова применительно к науке. Это уродство другого сорта. Примерно такого же, как и пафосные поддельные Ролексы и телефоны Вирту.
Просто континуум императоров Вселенной Scent&Chemistry не пересекается с тем, что вмещает благодарных любителей ощущать себя умнее Привольнова (великая трудность, безусловно) и адептов перепевок Карузо Рабиновичем "бабы-сеяла-горох".

Tags: sciendum, наномысли наномозга
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 92 comments