leolion_1 (leolion_1) wrote,
leolion_1
leolion_1

Category:

Точка НЕ

Сначала от себя. Точку невозврата мы уже прошли, на самом деле, около 5 лет назад. Это мое личное мнение, я его  никому не навязываю, но я не вижу ни одной причины, чтобы его менять. Все, что будет происходить дальше, это наши "темные века", и это надолго, минимум на ближайшие 30, но думаю, что и на все 50 лет. Это не имеет отношения к мобильности, открытости и интегрированности в общемировую систему, это имеет отношение к тому, кто, как, чему и почему будет учить тех, кому сейчас 3-5 лет. Их вычеркивайте сразу.
Никто - я подчеркиваю, - никто, ни один человек из тех, что не только уже работают, но и только приходят сейчас в  российские научные лаборатории, рассвета и расцвета за свою рабочую жизнь (и, возможно, за жизнь вообще) не увидят. Оставь надежду или не входи вовсе.

В первую очередь это касается естественных наук, которые нуждаются в особой питательной среде. Все эти спорадические мегагрантовые вздохи это только ширма для прикрытия очевидного - в стране больше нет интеллектуального ресурса для обеспечения научно-промышленного роста или хотя бы поддержания статус кво на нужном масштабе. Есть только на десяток отчетно-показательных лабораторий. Есть ресурс на Вышку как стартап для выхода на "лесопилку" дензнаков, а на большую науку, которая способна потянуть за собой свою промышленность, уже нет.

В коридорах нашей науки и образования уже пусто. Все, что мы можем, это совершать усилия ради самих усилий, не потому, что ожидаем получить результат, а каждый по своим причинам. Обычно их не озвучивают из смущения и страха  выглядеть пафосно или жалко. Результата не будет. Кто бы вы ни были сейчас в российской науке, скромный трудяга или блестящий провидец, как хорошо бы вас не знали на западе или в вашем округе, если вы ассоциировали себя именно с российской наукой - результата в ближайшие 50 лет не будет.

Лобачевский умирал непонятым и никому не нужным. Его последние слова, сказанные врачу, были "человек рождается, чтобы умереть". Если вы, будь вы стократно превосходящим Лобачевского гением, решили родиться сегодня в российскую науку и образование, вы родились, чтобы в них умереть.  Никому не нужными и непонятыми, зачем вы на это подписались.
Да, вы и не обязаны объяснять. Это и бессмысленно, вы никогда не объясните этого мальчикам в розовых рубашках из той же Вышки. Они, на самом деле, не глупее вас. Но этого они не поймут.

Каждому свое. 


Часть из интервью зам. директора знаменитого 239 питерского физ-мат лицея под катом, остальное - по ссылке.

http://www.spbvedomosti.ru/guest.htm?id=10293947%40SV_Guest




– Вы говорите: «направления реформ». Какие направления вас особенно нервируют?

– Первое. В их основании совершенно ложная посылка о том, что мы развиваем сферу образовательных услуг. Ставим образование в положение бедной замученной женщины легкого поведения, которая вынуждена навязывать свои услуги, чтобы как-то заработать на жизнь.

Образование – это категорически не услуга. Это системообразующий институт нации и государства. Гражданами России нас делает образование и воспитание, а не купленные услуги. Когда-то Бисмарк сказал, что франко-прусскую войну выиграл не прусский солдат, а прусский учитель, воспитавший прусского офицера, фельдфебеля, инженера и солдата.

Вопросы образования – это вопросы национальной безопасности. Путин поставил задачу: создать новую инновационную экономику. Но кто ее будет создавать? У нас растет количество техногенных катастроф, рушатся мосты, разрушаются электростанции, спутник «Фобос-грунт» не на грунте Марса, а на грунте Мирового океана.

Это связано с тем, что у нас недостаточно высококвалифицированных научно-технических кадров. Во многих отраслях опытным разработчикам больше 60 лет, а следующее поколение – мальчики 20 – 30 лет. Вместо серьезной работы в этом направлении мы учреждаем кафедры теологии в МИФИ и собираемся кропить ядерные реакторы святой водой.

Второе. Мы совершаем трагическую ошибку, говоря, что образование должно давать не знания, а компетенции, благодаря которым специалист будет знать, где нужные знания взять. Госпожа Простакова из фонвизинского «Недоросля» с ее «географию пусть извозчики знают» как раз обладала компетенциями: знала, где находятся нужные ей знания – у извозчика. А теперь представьте себе дежурного на атомной станции, который не обладает нужным знанием, а просто знает, где его взять. Или хирург у операционного стола, на котором лежит ваш ребенок! Не будет у него на это времени! Компетенции – это всего лишь дополнение к профессиональным знаниям и навыкам.

Третье. В новый закон мы вбиваем гвоздями все те глупости, которые были сделаны за 10 лет реформ. Более 60% населения не одобряют ЕГЭ, но он входит в закон. Нам говорили, что ЕГЭ будет введен только по результатам эксперимента, но они до сих пор не опубликованы. Заседание коллегии министерства называлось не «анализ эксперимента по ЕГЭ», а «анализ эксперимента по введению ЕГЭ». Непрерывная череда ежегодных скандалов, связанных с ЕГЭ, уже набила оскомину.

Четвертое. Стандарты. Вдумайтесь: предлагается профильное обучение в старших классах, но химия, физика и биология, необходимые в комплексе будущему медику или металлургу, – в разных профилях. Недостающее ему придется доучивать в вузе, и тем самым мы отсрочиваем подготовку специалистов.

Пятое. Переход на бакалавра-магистра. Бакалавр – это человек, который владеет только основами теоретических знаний. В качестве наиболее ядовитых последствий этих перемен сообщаю: в большом количестве педагогических вузов страны не будет специальности «учитель» – не будет учителей математики, физики и т. д. Будут бакалавры и магистры образования.

Шестое. Вузы. Только что прошел по стране скандал с оценкой эффективности вузов. Но среди критериев нет ни одного, который оценивал бы качество выпускников. Под сокращение пошли вузы, которые являются системообразующими в регионах. Какое бы «не блестящее» образование ни давала новокузнецкая педагогическая академия или барнаульский мединститут – именно такие вузы обеспечивают учителями и врачами большую часть территории России. Вы можете себе представить в отсутствие системы распределения выпускника московского сеченовского мединститута, который поедет в глухую деревню?

И все под фальшивым лозунгом «Неужели вы хотите, чтобы вашего ребенка лечил плохой врач или учил плохой учитель!». Прежде чем улучшать качество образования, мы рискуем оставить без учителей и врачей большую часть населения.

Седьмое. Наука. Совершенно не заботятся о малом наукоемком бизнесе. Весной прошлого года была внесена веселая поправка в Налоговый кодекс: если предприятие, на свои деньги развивающее науку, хочет получить налоговые льготы, оно должно подать в налоговую отчет с описанием своей интеллектуальной собственности. А налоговая имеет право передавать отчеты другим научным и техническим организациям для экспертизы. Хочешь льготу – сливай свои ноу-хау?!

Восьмое. Развал преподавательского и учительского корпуса. Обсуждается «стандарт учителя» – у нас что, других проблем нет, у нас огромная очередь желающих работать учителями? Помните, у Рязанова в фильме «Гараж» был персонаж жена Гуськова, которая постоянно стенала: «Почему опять Гуськов?!».

Проект стандарта учителя таков, что ему не может соответствовать никто. Учитель должен не только знать педагогику, психологию, методику, но и уметь работать с инвалидами в инклюзивном классе, с трудными подростками, с детьми, для которых русский не родной. Кроме того, чтобы получить первую и высшую категорию, он должен писать научные работы, учебники, защищать диссертации, выступать на научных конференциях. Это не задача учителя! Такие, как мой ученик и коллега директор лицея № 239 Максим Пратусевич, у которого все это есть, – скорее исключения. Но ведь достойными учителями могут быть и педагоги в школах на окраинах, где нет победителей международных олимпиад! Почему прежде не введут систему аттестации чиновников Минобра?!"



Tags: наномысли наномозга
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments