?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Ничего лишнего
Вашу логику повесьте здесь
leolion_1
leolion_1
краткое пособие по благотворительности
Комментарии к посту о примате гламура над совестью тоже оказались весьма показательны.
Там же возникла позиция, что, мол, это очень вредно помогать кому-то потому, что ты должен. А то гордыня обуяет, вроде как ах, какой я жертвенный и за других страдающий через не могу, а вы все - зажравшиеся бесчувственные гниды. И такое бывает, да.
Но предлагаемая взамен позиция - "помогать надо по любви, когда действительно хочется", она еще хуже. Собственно, она-то самая наихудшая и есть. Что она хуже, можно интуитивно понять, глядя на то, как кукушки принялись хвалить самое себя за то, что им вот хочется время от времени, потому что душа у них истинно широкая.



Только вот, когда хочется, это любовь задешево, которую ожидают только себе в удовольствие. И я не видела еще, чтобы кто, исповедуя такую позицию, считал себя ответственным за свое же чувство. Это самая питательная мысль для гордыни высшего сорта "уж мы-то способны на настоящую бескорыстную любовь, без всяких там психологических зависимостей, а по настоящей эмпатии", которая льстит человеку много больше, чем любая другая.
Она удобна и для усыпления совести при торговле условиями со слабыми ("10 минут я тебе подарю, а 15 уже нет, мало ли, что тебе на самом деле надо и все 20, а бери, что есть, и не кочевряжься или уйди вон из моей жизни"). Это та же самая формула, которая позволяет человеку чувствовать себя вправе влезать в жизнь нуждающегося самым беспардонным образом, указывать ему, как ему себя вести и что делать со своей жизнью, чтобы он выбился "из лузеров", как ему себя правильно вести, чтобы получить помощь от истинно великодушных, раз уж он впал от "винеров" в такую зависимость.  Влезать, чувствовать себя его душеначальником, но при этом не пускать его в свою.
Это та формула, которая сразу извиняет любого за разовые подачки под действием моментально нахлынувшей сентиментальности и делает их не только удобной, но и приятной формой любви к самому себе.

Когда-то в церковной лавке я под действием какого-то странного порыва купила тонкую брошюрку, из тех, которые обычно оказываются легко усвояемыми агитационными материалами. Эта оказалась другой, писаной кровью сердца. Написал ее священник, о. Реати, занимавшийся с умирающими ВИЧ-наркоманами. Многое из того, что он там написал, покоробило бы адептов правильной "лаковой" христианской благотворительности, многое сочли бы неканоничным.
Но главная вещь совсем вынула душу из меня, потому что она кое-что поняла и ужаснулась. Потому, что то, о чем эта вещь, человеку редко, когда возможно, и никогда - без Божьей помощи.

Нет любви, не обремененной чувством долга. Нет и не может быть любви в разовой помощи без готовности ее продолжать (необходимость возникает далеко не всегда, но сознательная готовность должна быть всегда). Как только вы протянули руку человеку в беде, он в ответ протянул вам свою. Он входит в вашу жизнь так же, как и вы входите в его. Он останется в ней столько же, сколько вы остаетесь в его жизни.
Жалость это очень короткое чувство. За ним приходит усталость, отвращение, привычка к чужой боли или ее неприятие, лень, в конце концов. Все, как в семье или с друзьями. И тогда уступивший своей жалости вдруг обнаруживает, что не готов отвечать за последствия. Когда-то слова Беаты Тышкевич о том, что жалость это холопское чувство, меня покоробили. Теперь я начинаю их понимать.

Попытка бросить кость своей жалости и быстро сбежать это не любовь, в ней нет достоинства. Когда вы протягиваете руку, вместе с ней вы протягиваете не только и не столько деньги или другую материальную помощь, вы протягиваете человеку - именно этому конкретному человеку, с лицом, душой и всей его жизнью, а не асбстрактному нуждающемуся, которого вы забудете немедленно, вспоминая только свою эмоцию ("ах, бедная деточка без ноги, ах, опухоль, как страшно") - надежду и избавление от одиночества, хотите вы этого или нет. Когда вы отдергиваете руку, пытаясь снять с себя это бремя, это предательство. У этого нет другого слова, вы были слабы, трусливы, ленивы или бесчувственны, но это предательство.
А вы думали "мы в ответе за тех, кого приручили" - это о чем? Вот об этом. О том, что когда вы не чувствуете вины за то, что не помогли другому, в подавляющем большинстве случаев это значит вовсе не то, что вы обрели психологическую свободу. Это значит, что ваша совесть просто спит мертвецким сном, пьяная от собственного эгоизма.
О том, что вы принимаете решение всякой горстью в своей руке, протянутой другому, и оно, это решение, связывает вас, и вы несете за него ответственность. За все, с этой горстью связанное.

Я не верю в любовь, не обремененную чувством долга и стыдом, если это чувство не удовлетворено. Я в родственных отношениях в такую не верю, а вне таковых и подавно.
Любовь и доброта это не то, что ты помогаешь, когда хочешь. Это история про то, когда не хочешь. Но надо.

А лучшая и исчерпывающая инструкция на этот счет, краткое и полное пособие о том, как оно полагается себя осмыслять в связи с творением благ для ближнего, ограничивая себя,  есть в Евангелии от Луки.
"7 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?
8 Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?
9 Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.
10 Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать."

Метки: ,

14 комментариев or Оставить комментарий
Comments
milla_nepal From: milla_nepal Date: Ноябрь, 2, 2012 13:10 (UTC) (Ссылка)
Сходила почитала ещё раз посты Божены.Спутано у неё все как то.Обязан не обязан,на счет этого можно спортиь до бесконечности.Степень Цивилизованности общества измеряется как раз отношением этого самого общества к менее полезным и более слабым её членам.
Божена действительно не обязана возить игрушки в детский дом если не хрчет,но она должна зарубить себе на носу ( и не только она),что места для парковки инвалидов,а это обычно самые козырные места ,должны быть всегда свободны.И не важно что тебе 2 минуты нужны что бы пачку сигарет купить или кусочек колбасы.
Человеку с костылём уступать местонужно,ему труднее стоять чем тому кто без костыля.Старушку без очереди тоже пропускать надо бы.
Все остальное на самом деле порыв души.Вера в наличие души тоже как известно должно быть дело добровольное.
А ещё все сотальное должно быть делом государства.Разумным распределением налогов.Не только на поддержку полезных членов общества,но и менее полезных тоже.Пандусы для инвалидов,парковки,низкие входы в автобус,сопровождение и ассистенца,это забота государства.Только вот общество должно иметь такие ориентиры,что бы наличие всего этого,было делом первостепенным и само собой разумеющимся,не терпящим дискуссий,а не спорным фактом как у Божены.
leolion_1 From: leolion_1 Date: Ноябрь, 2, 2012 13:20 (UTC) (Ссылка)
Про обязанность тут и речи нет, обязанности действительно возлагает государство. БЛьвовна почему-то думает, что 99 из ста здоровых автоматом на ее стороне, и не задумывается, что это как раз они и решили поступать с парковкой именно таким образом, а ее, БЛьвовну, игнорировать вместе с ее мнением и вменять ей исполнение общественного договора большинства в обязанность.

Я в этом посте как раз о том, что в обязанность не входит. Благотворительность обязанностью быть не может, это так. Но если ты этим занялся, то должен отдавать себе отчет, чем именно ты занят и как это называется. В благотворительность "просто по любви", потому что "я человек хороший" я не верю, о чем и написала, собс-но. Это посыл, которым очень льстят себе, но он, по моему опыту, это одна большая неправда.
milla_nepal From: milla_nepal Date: Ноябрь, 2, 2012 14:02 (UTC) (Ссылка)
Строга ты Маш больно.Ну какая разница чем мотивирован добрый поступок ? И так ли уж плоха жалость.Если хоть на минуточку,хоть на миг,что то кольнёт внутри,получится поставить себя на место несчастного,значит уже хорошо,уже что то живое внутри живёт.Добрый поступок он всегда добрый поступок,неважно чем руководствоовался человек.Кажется мать Тереза не очень интерсовалась откуда к ней поступают деньги на помощь бедным.
Ты знаешь,моя ксенофобия временами граничит с расизмом.Тем неменее есть у меня такая фишка.Прошу по знакомым,а чаще собираю на улицу выброшенную одежду.Наверное смотрится со стороны смешно.Девущка у помойки совершенно спокойно складывает барахло в спортивный кабриолет :)
Я приношу одежду домой,стираю,глажу,потом чиню,подправляю пуговицы или меняю замки,а потом складываю акуратно и отношу знакомому священнику.Он отдаёт эти вкщи арабам и циганам.Я не люблю ни арабов ни циган,но мне на самом деле жалко мерзнущих людей.Им ведь тоже пофигу чем я руководствуюсь и люблю ли я их.Им важно что они не мерзнут.
leolion_1 From: leolion_1 Date: Ноябрь, 2, 2012 17:58 (UTC) (Ссылка)
(Извини, не из под своего аккаунта ответила случайно)

Разницы в каком-то смысле нет, потому что действительно "им важно, что они не мерзнут". Но эта разница сразу появляется, как только речь заходит о том, что "никто не должен чувствовать себя виноватым, помогать надо по любви, а то вот эти лицемерные ханжи...". В притче о добром самаритянине есть одна специфическая деталь, насчет обещания оплаты, если оставленного не хватит. Она там неслучайно, я это недавно поняла.

Однако же, Мила, в том, что ты делаешь, именно та любовь, которую я и имею в виду. И даже в том, что ты сейчас мне пишешь.
airwa From: airwa Date: Ноябрь, 2, 2012 15:05 (UTC) (Ссылка)
Я с тобой согласна.
leolion_1 From: leolion_1 Date: Ноябрь, 2, 2012 18:00 (UTC) (Ссылка)
Я знаю, что ты меня понимаешь, мать.
tsukasa From: tsukasa Date: Ноябрь, 2, 2012 13:31 (UTC) (Ссылка)
Вы реально читаете Божену?

Это же нарциссистка чистой воды. Читайте психически здоровых людей ;) А то это ее повествование «О БОЖЕ, в мой мир вторглась светофорная пищалка, о как я зла» — цирк. Раз такая крутая , чемодан, вокзал, поселок элиты за МКАД, там пищалок нет и тихо, но денег нужно много, а Божена пока еще не бугор из администрации.


milla_nepal From: milla_nepal Date: Ноябрь, 2, 2012 13:39 (UTC) (Ссылка)
Да как сказать.... читаю время от времени.Тоесть во френдленте она у меня регулярно высвечивается,но по первым двум строчкам уже понятно о чем пост.Иногда дочитываю и даже размышляю,иногда пропускаю недочитав и перехожу к следующему френду.
Она хорошо пишет,но даже при уменеии писать нельзя ожидать что каждый её пост будет мне интересен,мы же с ней не близнецы братья ,у неё есть интересы вполне не интересные мне.
tsukasa From: tsukasa Date: Ноябрь, 2, 2012 13:49 (UTC) (Ссылка)
да ну, по-моему эта вечно раздраженная баба ужасна
Божена − [то-то] ужасно, так как мешает мне быть пафосной эгоисткой!
Хомячки —йее!

Показателем здравого ума стоит считать умение придерживаться золотой середины. Пищалки для инвалидов мешают божене — долой пищалки. Ну а кого зацепит — не боженина проблема.

milla_nepal From: milla_nepal Date: Ноябрь, 2, 2012 14:07 (UTC) (Ссылка)
Иногда кстати забавно читать.Прочтёшь и думаешь,не уж то взаправду у людей бывают такие проблемы ?!
Да ладно Божена,я некоторое мремя назад на полном серьезе целый месяц читала Волочкову ! :) Ну потом не вынесла душа поэта конечно же.
А вот кстати возвращаясь к томе, Волочкова ! Тоже показательный пример.Дает благотворительные концерты.Я не думаю что сироты заботят её больше чем размер собственных бриллиантов и царапина на Майбахе,но дает же ! Сиротам пофигу людит она их или нет.Они смотрят,радуются,мечтают восхищаются.Это ведь тоже хорошо.Флаг в руки Волочковой без всякой иронии.
vls_777 From: vls_777 Date: Ноябрь, 2, 2012 14:21 (UTC) (Ссылка)

Опять про Божену?

leolion_1 From: leolion_1 Date: Ноябрь, 2, 2012 17:59 (UTC) (Ссылка)

Re: Опять про Божену?

Про Бльвовну, да...
luch_sweta From: luch_sweta Date: Ноябрь, 2, 2012 18:16 (UTC) (Ссылка)
Очень правильно, имхо.

Поводом для самолюбования и гордости может быть все, что угодно, - благотворительность не худший выбор. :-)

И да, почему-то часто забывают, что благотворительность - это ответственность.

PS А Вы своим подпечным новогодние или рождественские подарки дарите (и на какое Рождество?) За сколько примерно времени начинается подготовка?
leolion_1 From: leolion_1 Date: Ноябрь, 2, 2012 18:33 (UTC) (Ссылка)
Да. На самом деле, что ни сделай, а самолюбование уже ждет за углом. И только вот и повторять себе с переменным успехом "Я сделал только то, что должен" (а потом самолюбоваться тем, как хорошо освоил эту формулу).

Да, конечно, подарки традиционно дарим, сбор средств начинается вместе с началом Адвента, а там уж по обстоятельствам, Рождественский это выйдет подарок или новогодний. Я вывешу отдельное объявление для такого сбора, пока что в выходные будет очередное отчетное (я отправила часть денег Ирине в Рудню и все, что оставалось в фонде, передала Маше).
14 комментариев or Оставить комментарий