Книга за авторством Билла Ридингса называется "Университет в руинах", издана ВШЭ в прошлом году тиражом 1 тыс. экз.
Написана она 18 лет назад, автор погиб, так и не увидев ее выхода в свет. Этот почти двадцатилетний временной промежуток парадоксально очень помогает сегодняшнему читателю, поскольку читатель живет в мире, где развивашиеся при Ридингсе процессы уже завершились и дали результат.
Сам автор - канадский философ, который попытался осмыслить происходящие на его глазах конституциональные изменения науки и образования в западном мире; основной лейтмотив книги - глобализация ведет к уничтожению национального самосознания и культуры как препятствий к развитию бизнеса, которые заменяются бессодержательными симулякрами. В результате западный Университет (как социальный институт), который был главным средоточием национальной культуры и неизбежно нес сообразную идеологическую и мировоззренческую нагрузку, полностью потерял этот статус в мире, где культуры больше нет, потому что все культура, а национальная миссия свелась к созданию тематических парков на выбранной местности. Из прежнего Университета культуры, в котором центральным местом и смыслом существования было получение единицы знания и обретение Мышления, и который в своей жизнедеятельности руководствовался системой внешних этических референций, прочно связанных с национальной государственностью и культурой нации, он превратился.....в настоящую транснациональную бюрократическую корпорацию, замкнутую на самое себя и не имеющую никакой внешней шкалы для реальной оценки происходящего внутри. Книга фактически устроена по схеме последовательных ответов на классические вопросы "Что происходит? Кто виноват? Что делать?"
Собственно, я обещала Есе, что разберу у себя эту книгу поглавно, но я пока ограничусь этой краткой аннтотацией, поскольку так увлеклась ее чтением, что сама не заметила, как тут же и начала цикл передач по этому произведению. Передачи оформлены под вывеской "Почему Перельман так поступил?", и в них с помощью Ридингса мы вроде как ищем ответ на вопрос, почему Григорий Перельман отторг себя от научного мира рядом последовательных и весьма логически связных действий. Да, да, я тоже Маша. Маша-то Маша, да не ваша, так что я не собираюсь выходить за рамки его краткой биографии из энциклопедии и домысливать ему диагнозы. Мне достаточно того, что он - человек, вне всякого сомнения, очень умный и осознающий, что он делает и зачем. И, стало быть, надо посмотреть на то, что творится в этой консерватории, что он вышел из нее таким недвусмысленным образом.
Надеюсь, что в процессе выпуска этих программ я еще раз все переосмыслю, и тут мы тоже поговорим на эту тему.
Она того стоит.
Да-с, а я про фамилию. Про Хирша нашего всякого, что длинно у Семена, то коротко у Якова.
Индекс цитируемости, ранжирующий плодовитых кроликов одною гребенкой, нам соорудил Хорхе Хирш. Чем и прославился. И, казалось бы, одним таким Хиршем человечество могло бы обойтись.
Но нет. Были и Хирши-предшественники, об одном из таких пишет Ридингс. В 1987 году некий культуролог Э. Д. Хирш написал книгу "Культурная грамотность. Что нужно знать каждому американцу". И в этой книге он... что бы вы думали...предложил единый стандарт культурного качества члена общества, пригодный к использованию в тестовом виде. Так называемый тест культурной грамотности. Который, что бы вы думали? Правильно, представляет собой не тест на уровень понимания человеком тех или иных закономерностей, формировавших национальную культуру, и понимания ее сути, а тест на знание фиксированного перечня фактов. Такой самоучитель-культура, "исчерпывающаяся тем, что должен знать каждый американец".
Как пишет Ридингс "замещение... представления о культуре идеей набора сведений, а именно механическим или технологическим призраком совершенно безжизненных фактов, от которого должна была бы защищать идея культуры". И далее "Основной мотив его проекта это эффективность усвоения...данный перечень отвечает на чисто функциональный вопрос. Он не предлагает формировать национального субъекта, он должен производить минимально запрограмированную (человеко)единицу".
Вот такие дела. И ведь они явно какие-нибудь родственники во тьме веков, так что это генетическое.
Я никогда больше не буду презрительно морщить нос при виде книжных развалов у метро с буклетиками "Узнай тайну своей фамилии", "Имя и судьба" и прочая того сорта.
Пойду-ка, куплю себе там что-нибудь...:)