?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Ничего лишнего
Вашу логику повесьте здесь
leolion_1
leolion_1
к воскресному чтению (Мф. 5. 39)

Это общее место  - утверждать, что один из самых трудных для принятия фрагментов в Новом завете это слова о другой щеке.
Но что заставляет людей, из тех, для кого этот фрагмент есть камень преткновения, понимать это место как "обрети толику мазохизма и с радостью огреби с другой стороны"? 
Мне это читалось и читается как что-то другое, при этом вполне ясно сказанное.
"Дай ему еще один шанс".  Не как обычно, когда даже и найденные ложки не обходятся без осадка, то есть,  "с тобой все ясно раз и навсегда, я тебе больше и полушки не доверю", а "хорошо, ты тоже человек, и у тебя есть еще один шанс".  
И это очень созвучно с "как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними".
Мне как-то представляется, что второго шанса человек ищет чаще, чем обретения гармонии в садо-мазохистских отношениях. И в таком виде здесь нет ничего трудного для понимания.
Это не значит, что исполнение тоже обретается легче. Вот как раз подставляться раз за разом под заведомый удар можно, и вовсе не употребляя силу воли и любовь к ближнему, а просто в силу природной склонности к мазохизму, если имеется. 

Метки:

32 комментария or Оставить комментарий
Comments
lenalexp From: lenalexp Date: Февраль, 24, 2011 08:04 (UTC) (Ссылка)
Мне это читалось и читается как что-то другое, при этом вполне ясно сказанное.
"Дай ему еще один шанс".


А разве там говорится: «подставь щёку один раз, ну а потом – действуй»? ;-)
leolion_1 From: leolion_1 Date: Февраль, 24, 2011 08:54 (UTC) (Ссылка)
Нет, этого там не говорится. А должно?
lenalexp From: lenalexp Date: Февраль, 24, 2011 09:05 (UTC) (Ссылка)
Естественно, надо же оговаривать количество шансов, а то так и до травмы недалеко. ;-))
leolion_1 From: leolion_1 Date: Февраль, 24, 2011 09:09 (UTC) (Ссылка)
Для тех, кто понимает этот фрагмент как призыв "мазохисты всех стран, соединяйтесь!", наверное, надо. Для них, весьма вероятно, и не такие вещи надо оговаривать, и что посреди толпы пьяных фанатов Локомотива не надо кричать "Спартак - чемпион!" тоже как-то не забыть до них донести.
(Удалённый комментарий)
yama_mayaa From: yama_mayaa Date: Февраль, 24, 2011 10:28 (UTC) (Ссылка)
Возможно, Вам будет интересно, что пишет об этом американский библеист Вальтер Винк (гл. 9).

Написано, "если ударят в правую щеку". Почему правую? Левой рукой тогда разрешалось разве что подтираться, поэтому обычно считают что речь идет об ударе тыльной стороной ладони. Так били тех, кто ниже тебя, ставили их на место. Подставив левую щеку, битый ставит бившего в трудное положение. Ударить таким же образом по левой щеке не получится, а бить кулаком — значит, признать как равного. В результате битый отказывается "становиться на место", лишая бившего власти унижать.
"Подставление левой щеки" — агрессивное ненасильственное действие, следующее принципу "неотражения (antistenai) зла". Обычный перевод "непротивление" не выдерживает критики.
leolion_1 From: leolion_1 Date: Февраль, 24, 2011 10:43 (UTC) (Ссылка)
Это очень любопытная трактовка, но тут, как мне кажется, возникает противоречие с контекстом, особенно вместе со следующими строками о верхней одежде и двух поприщах. И она не учитывает левшей:)
yama_mayaa From: yama_mayaa Date: Февраль, 24, 2011 11:23 (UTC) (Ссылка)
Дальнейшие строки он тоже подробно разбирает, а за простое указание левой рукой в Кумране налагалась епитимья на десять дней, терпимости же к "не таким", например левшам, в то время ожидать трудно.
О верхней одежде Винк пишет вот что. В то время очень многие бедняки (которые главным образом и составляли аудиторию на горе) были в долговой яме вследствие политэкономической обстановки. Верхнюю одежду давали в залог, конечно, только самые бедные люди. Отдав и исподнее в суде, человек нарушал табу на наготу, которое тяжелее ложилось на вызвавшего или видящего наготу, чем на нагого (Быт. 9:20-27), и таким образом стыдил кредитора, участвующего под личиной честного бизнеса в экспроприации целого класса.
Теперь о двух поприщах. Здесь, объясняет Винк, речь идет о чрезвычайно распостраненной в то время повинности исполнять вспомогательные работы для армии (angareia), в частности нести поклажу солдата. По количеству издаваемых указов и распоряжений относительно ограничения angareia видно, что в этой части правоприменение было слабым, но вообще дисциплина в римской армии была очень суровой. Теперь вернемся к словам Иисуса. Римские уложения запрещали солдатам принуждать к переноске поклажи на расстояние больше одной мили (поприща в нашем переводе). Отказываясь отдавать поклажу после одной мили, принуждаемый опять же ставит солдата в тупик, отказывается быть униженным и пытается вызвать в солдате какой-то мыслительный процесс.

Винк трактует все эти три примера одинаково — как агрессивное ненасильственное сопротивление. Он подчеркивает, что это примеры, и они не для слепого копирования (тем более, что при постоянном использовании такие действия могут быть запрещены), а побуждение к творчеству. Переводя antistenai как "непротивление", многие читали это место и эти примеры как указание подчиняться злу и насилию и безропотно отдавать последнее на в ответ несправедливые требования. Слова же о "двух поприщах" и вовсе превратились в банальное побуждение "делать больше".
andresol From: andresol Date: Февраль, 24, 2011 15:24 (UTC) (Ссылка)
Я всегда понимал этот совет, как то, что действия других людей не должны влиять на наши действия и убеждения. Удар по лицу - провокация на насилие, то есть на проявление слабости и неумения справляться с проблемами иным путем. В данном случае подставление другой щеки как раз подразумевает наименьшую вероятность по ней получить. Противник видит, что этим путем он ничего не добьется. Любые другие действия могут привести к тому, что получишь не только по щекам.
leolion_1 From: leolion_1 Date: Февраль, 24, 2011 16:29 (UTC) (Ссылка)
Интересно, что Ваша трактовка перекликается с интерпретацией библеиста Винка, приведенной выше. И та, и другая требуют изрядной смелости и при этом подразумевают активное действие.
andresol From: andresol Date: Февраль, 24, 2011 16:37 (UTC) (Ссылка)
В том плане, что непротивление - лучшая защита, пожалуй, да. Хотя Винк, конечно, специалист, и у него много весьма разумных доводов и дополнений.
overscience_mes From: overscience_mes Date: Февраль, 24, 2011 15:50 (UTC) (Ссылка)
Про комменты, а не про пост. Есть такой психологический прием, как амортизация - когда ты соглашаешься с критикой, иногда с опережением, оставляя нападающего без оружия. Этим смягчается накал ситуации.
leolion_1 From: leolion_1 Date: Февраль, 24, 2011 16:22 (UTC) (Ссылка)
Это хороший прием :)
Жаль только, что я крайне редко засчитываю за критику попытки подергать меня за усы и посмотреть, что из этого получится:))
overscience_mes From: overscience_mes Date: Февраль, 24, 2011 16:23 (UTC) (Ссылка)
Это уже благородство большой кошки :)
From: agathe_j Date: Февраль, 24, 2011 16:26 (UTC) (Ссылка)
"Дай еще один шанс" - очень интересная мысль, мне не приходило в голову. Спасибо!
leolion_1 From: leolion_1 Date: Февраль, 27, 2011 05:37 (UTC) (Ссылка)
Тут был мой комментарий и пропал, странно..
Ну, в любом случае, рада, что мысль Вам показалась интересной:)
32 комментария or Оставить комментарий