leolion_1 (leolion_1) wrote,
leolion_1
leolion_1

хорошо забытое

Обсуждают новый стандарт образования перед принятием закона о.
Кратко -обязательными 3 предмета- физра, ОБЖ, "Россия в мире" (преподают заслуженные педагоги России Харитонов, Грызлов, Кураев).
Далее не более 7 предметов по профильному выбору, при этом с углубленным изучением не более 4, оставшиеся  - на базовом уровне.
С учетом поступающих предложений о ликвидации спецшкол звучит страшно.
И даже еще страшнее, потому что одновременно с сокращением предметов наступает и сокращение часов по оставшимся  - даже для "глубокого изучения".
Нет, это не значит, что все, что сверх, стало недоступным вообще. Оно доступно - за деньги. Никто не знает, за какие, но хорошего подозревать не приходится. 

Некоторое, возможно, отдаленное представление о том, как это должно бы выглядеть, я могу вам предоставить, потому что училась по этой кальке сама.

Я училась 10-11 (89-90 гг) класс по этой системе, за исключением платной части. Это был так называемый "ягодинский (кажется) эксперимент" (по имени тогдашнего министра образования), для нескольких школ Москвы, включая мою 344-ю, в которой я училась эти два года. С нашими аттестатами, в которых стояли прочерки в некоторых графах (у меня, например,стоял прочерк по географии) должны были принимать документы во все ВУЗы.
Выглядело это так. 
Обязательный набор - физра, информатика (на смешном уровне), Н(ачальная)В(овенная)П(одготовка) (вместо нынешнего ОБЖ), этика и психология семейной жизни, обществоведение (вместо Россия в мире),
и... чудом туда затесались литература и история, на том самом базовом уровне.

Необязательный  набор - все остальное, включая дополнительные языки. На этом этапе разделения на глубокий-неглубокий не было, и у тех, кто посещал "неглубокие" историю с литературой, была возможность посещать и углубленные курсы по тем же предметам. 

У меня необязательный набор состоял из 5 предметов - математика (6 часов в неделю), химия (4 часа), физика (4 часа), биология (4 часа) и английский (5 часов). По 6-7 уроков (вместе с обязаловкой) каждый день 6 дней в неделю.
Астрономия поначалу тоже не фигурировала в программе вообще, но наша завуч, она же физичка, как-то исхитрилась провести полугодовой курс для для 10 класса, технических подробностей не знаю.

Как видите, все довольно похоже.

Выбор в такой ситуации осуществляется родителями в большей степени (или, по крайней мере, в  не меньшей), чем самими учениками.
Математику на первом году такого обучения в качестве факультатива выбрали 16 человек из 31. (На следующий год выяснилось, что экзамен по математике обязателен для всех, что добавило красок жизни в выпускном году как пропустившим год программы, так и преподавателям).
Физику - те же 16 человек.
Химию выбрали 7 человек.
Биологию - 9.
Английский -около 20.

Остальные рассредоточились на гуманитарные специальности.
Тех, кто не выбрал вообще ничего в дополнение к обязательным предметам, было то ли 7, то ли 8 человек. И их документы приемные комиссии тоже обязаны были взять. Но если вы думаете, что они тратили время и ресурсы на репетиторов - вы обшибаетесь, они вообще ничего не делали. И никуда не поступали.

Процент поступления из нашего класса оказался довольно высоким, по естественно-научному и техническим направлениям, а также в медвузы и училища поступили 11 человек из 16, насколько я знаю - в гуманитарные ВУЗы тоже поступило где-то три четверти от претендовавших. При этом тогда нельзя было подавать в пять вузов сразу. Только у поступающих в МГУ и еще несколько институтов высшего эшелона была возможность переподать документы, посколько экзамены в эти заведения начинались раньше.

Итого - такая образовательная программа в целом, как вы видите, отвечает чаяниям народа.
Она не помешала, а наоборот - поспособствовала тому, что я, не будучи ни в одной спецшколе ни одной ногой, тем не менее поступила на химфак МГУ. И прочим детям из интеллигентных семей - тоже.
И из рабочих семей тоже, если эти дети хотели учиться (сын матери-одиночки, работавшей на почте, поступил в МЭИ, который тогда был довольно приличным заведением).

И если бы все выглядело именно так - это как раз было бы очень ничего.

К сожалению, так выглядеть не будет. Во-первых, предполагаемое разделение на профильные классы не позволит детям получить тот набор, что был, скажем, у меня. Просто технически. То есть, или математика-физика, или химия-биология. Но не все вместе - даже за деньги в стенах школы, просто потому, что уроки могут и будут совпадать по времени. Во-вторых, при сокращении профильных часов сама эта профилизация потеряет всякий смысл и выродится в фикцию, в любом случае недостаточную для поступления в приличный ВУЗ. Учтем еще беспрерывную утечку преподавательских кадров и общее падение уровня преподавания.
И если единственный бесплатный выход в такой ситуации - спецшколы  - будет перекрыт, то изначально приличная, в общем-то, идея заработает как идеальное оружие массового поражения детских мозгов.
Избежать его можно будет только на свободном рынке репетиторский услуг, который стоит денег тем больших, чем большее количество информации будет выброшено из школьной программы.
То есть, сын почтальона гарантировано никуда не поступает, и не только он один.

Никакого даже плохонького противоядия, кроме упорного и безжалостного насаждения привычки и умения самостоятельного обучения в ребенках, лишь небольшая часть которых, будучи даже очень способными, любит учиться, я не вижу.
Tags: наномысли наномозга
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments