?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Ничего лишнего
Вашу логику повесьте здесь
leolion_1
leolion_1
детки в клетке - 3_ зайку бросила хозяйка
Принесло лентой.
https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/06/09/80831-nam-tam-ne-mesto
Комментарий из поста
"Тут нужно понимать несколько нюансов.
1. Победитель всевозможных олимпиад когда сверхталантливый, а когда просто хорошо натасканный. Причем натасканный очень часто теми, кто эти олимпиады проводит, поэтому он и рвет всех как Тузик грелку на олимпиадах.
2. Таких вундеркиндов в хороших вузах видят регулярно уже лет 50, как появились спецшколы. И прекрасно знают про результаты, которые на выходе так себе. Самый "крутой" выпускник моей спецшколы (призер еще Всесоюзной олимпиады) сейчас преподает математику даже не в университете, а в каком-то американском колледже. Встреченный мною однажды олимпиадник-международник по итогам получил заслуженный трояк на экзамене.
3. В школе сейчас олимпиадник - баллы и школе и учителям (подготовленный призер Всеросса - высшая категория учителю на несколько лет, а это неплохая прибавка к зарплате). А в хорошем вузе таких много, и их количество на зарплату не влияет. Кроме того, половина вузовских преподов - либо победители олимпиад, либо эти олимпиады проводили. Поэтому в школе с этими детишками носятся, а в вузах всем все равно, поскольку таких много.
В общем, у газеты получился сумбурный текст на тему "почему все вокруг меня не прыгают, а занимаются своими делами?".

***
Я с этим согласна, но добавлю кое-что от себя.

Олимпиадники жалуются, что им не интересно учиться в вузах, и вообще, они себе иначе все представляли.
Они не знали, что учеба и овладение навыками профессии это не спорт и не адреналиновое развлечение, это работа не на приз, а на результат. Их никто не предупреждал, что образовательный "шаблон" взялся не из воздуха, это сумма опыта людей, уже состоявшихся в выбранной специальности, и шаблон транслируется в определенную систему взаимосвязей, этой специальности присущую.
Что хуже всего, у многих олимпиадников, особенно тех, кто вписался в этот процесс еще на начальных этапах с 7-8 классов, к моменту поступления в вуз складывается еще и совершенно извращенное представление о самой сути и содержании той специальности, по которой они олимпиадничают.

Дети в этом мало виноваты, но ломка у большинства нынешних олимпиадников действительно тяжелая.
Удивительно, но именно такие дети оказываются психологически не готовы к тяжелой учебе в лучших вузах и они и впрямь требуют отдельных педагогических усилий для того, чтобы вернуть им мозги на место на первых курсах обучения. Разумеется, никто эти усилия в них в самом вузе вкладывать не будет, и даже если они попадают на первом же курсе в научные группы, не факт, что им это поможет.

У меня за последние несколько лет было два химфаковских всероса, девочка, которая выигрывала места на таких полярных олимпиадах, как немецкий язык, химия и, кажется, литература.
И чистый химик, финалист и лауреат.
Оба не смогли удержаться у меня в группе, хотя я к психологической работе с трудными подопечными отношусь внимательно и ею не пренебрегаю.

Девочка была чистым гуманитарием с сильным заиканием. Гуманитарием, выигравшим химию назло своим одноклассникам-технарям (она перевелась то ли в школу с таким уклоном, то ли в класс, я уже подзабыла), типа челлендж, и поступившим на химфак так же назло, с целью доказать им и (не осознавая этого) подпортить жизнь себе, причем, изрядно. В результате весь первый курс девочка жила с бетонной плитой на голове, будучи полностью раздавленной перемалыванием своего же жизненного опыта на каждой контрольной по физике и матану, провалившись (по ее меркам) на защите курсовой. И испытывая дикую, паническую неувернность при столкновении с любой, даже самой микроскопической реальной научной задачей. Ее мозг постоянно был занят сравнением себя и своих фейлов с достижениями других и просто отказывался работать над осмыслением содержания проделанной работы. Комплексы росли и росли, как снежный ком.
В девочку вложила много усилий не только я, но ее микро-шеф, все к ней относились исключительно хорошо, помогали, чем могли, но этот барьер не был взят.
Ушла к рентгенщикам, нажимать кнопки. Перед ее уходом я настоятельно посоветовала ей как следует подумать над тем, чтобы вернуться от этих прыжков с шестом к тому, что ей действительно нравится самой, и не тянуть с этим. Надеюсь, что прислушается.

У парня комплексов не было, он отлично делал доклады, исключительно хорошо писал курсовые и тезисы (все бы так...), и он продержался два года, несмотря на почти фатальный для химика недостаток. Как быстро выяснилось, экспериментальный навык у него отсутствовал напрочь, начиная от мытья посуды и заканчивая ведением лабораторного журнала. За ним приходилось следить как сокол за ягненком, в противном случае нужно было переделывать, исключений не бывало. Если оставался какой-то неприсмотренный этап, парень на нем лажал обязательно. Это закономерно приводило к конфликтным ситуациям с его микрошефами, но я не отбираю шансы у младшекурсников и с микрошефов требовала продолжать прилагать усилия.
На втором курсе, когда он начал метаться между академом и "не знаю, что, но все не так", под некоторым нажимом он мне заявил, что химфак отбивает вкус к учебе. Он все это иначе себе представлял. Что он "ботал" задачи и щелкал их как семечки, и думал, что так и дальше будет, что эксперимент это просто обременительное, но терпимое приложение к задачам, а оказалось, что все наоборот.
На третьем курсе он решил пойти на кафедру органики и заняться синтезом. Потому что, собсно, задачи по органике он и ботал, и ему показалось, что это ему ближе и он справится. Без рук, но силой мысли.
Не стала узнавать, как он с этим справился, у коллег, которым я его сосватала, из опасения:))

В общем, мой сухой остаток применительно к нашей епархии.
Олимпиады нужны для того, чтобы пробуждать интерес к предмету и узнаванию нового.
Олимпиады по химии не могут проходить так же, как олимпиады по математике.
И моя глубокая убежденность состоит в том, что они (олимпиады по химии) должны проходить только как конкурс научных работ и никак иначе.
А еще более глубокая моя убежденность состоит в том, что никаких бонусов при поступлении призеры олимпиад получать не должны, как их не должны получать и школы, их воспитавшие.

Вот тогда такие статьи о страданиях юных Вертеров и перестанут появляться, так я думаю.

Метки:

213 комментариев or Оставить комментарий
Comments
Страница 1 из 2
[1] [2]
vedroid From: vedroid Date: Июнь, 12, 2019 07:37 (UTC) (Ссылка)
Ну так настоящие школьные олимпиады они только по математике. Там такой стиль игровой востребован. Хотя и там он далеко не единственный. В прочих предметах это профанация. У нас начальство очень хочет работать с олимпиадными детьми, наверно, кина про супергероев мутантов насмотревшись. Но такое может сработать только с математиками, и то редко.
termometr From: termometr Date: Июнь, 12, 2019 07:52 (UTC) (Ссылка)
Однако все колоссальные усилия математиков, направленные на её решение, долгое время не приносили заметных результатов. Рассказывают, что однажды к известному московскому математику Н.Н.Лузину привели пятнадцатилетнего мальчика Льва Шнирельмана, обладавшего исключительными математическими способностями. Чтобы проверить их, Лузин предложил ему тридцать труднейших задач. Решение 29 задач он знал, а одной была ... проблема континуума. Но, увы, через неделю молодой математик пришёл к Лузину и грустно сказал: «Одна задача почему-то не выходит» [113].

Р.Г.Баранцев, СИНЕРГЕТИКА В СОВРЕМЕННОМ ЕСТЕСТВОЗНАНИИ

PS Это раньше супергеровев выискивали для решения задач. А сегодня это не модно. В Стране острая нехватка лидеров для вертикали власти. С блекждеком и Селигером.
man_par_prieku From: man_par_prieku Date: Июнь, 12, 2019 08:30 (UTC) (Ссылка)
Я в подзамочной дискуссии с коллегами написала ровно то же самое - что не должно быть поступления по олимпиадам, что не должно быть рейтинга школ по победителям олимпиад, что стипендий до окончания вуза в размере приличной зарплаты этим победителям тоже не должно быть вот просто от слова совсем. А еще не должно быть 3/4 участников финального этапа с дипломами победителей и призеров, потому что это издевательство над здравым смыслом. 1 первое, два вторых, три третьих места - и точка. И через ару лет ситуация вернется к норме.
Я сама призер всеросов по литературе - второй и третьей всероссийской олимпиады по этому предмету. И только необходимость серьезно готовиться к вступительным дала мне шанс научиться тяжело и мучительно учиться скучным и неинтересным предметам типа русского языка. И все младшие курсы я ботала и ботала, до сих пор помню, что всё воскресенье уходило на подготовку домашнего задания по старославу. А еще были латынь, финский и куча всего остального. Не самого интересного, не самого вдохновляющего, но очень нужного.
leolion_1 From: leolion_1 Date: Июнь, 12, 2019 08:48 (UTC) (Ссылка)
Да, это тоже совершенно верно насчет "проигравших нет" на финальном этапе, я с этим размножением мест неизменно борюсь и на молодежных конференциях, это то, что я называю "антивозрастной собес".

Edited at 2019-06-12 08:49 (UTC)
paidagogos From: paidagogos Date: Июнь, 12, 2019 08:45 (UTC) (Ссылка)
Полностью с Вами согласна.
А не могли бы Вы дать ссылку или указание на ЖЖ, где была дискуссия?

И еще - можно ли процитировать Ваш комментарий в дискуссии на ФБ?
leolion_1 From: leolion_1 Date: Июнь, 12, 2019 08:47 (UTC) (Ссылка)
К сожалению, не могу, потому что это подзамок, мне разрешили взять только текст.
Но на мой пост, конечно, можете ссылаться и цитировать без ограничений.
muh2 From: muh2 Date: Июнь, 12, 2019 08:49 (UTC) (Ссылка)
Я в общем согласен с комментарием, наблюдаю практически те же результаты, олимпиады ничего не гарантируют. Но и не мешают. Как олимпиадник могу добавить, что решение несметного количества _хороших_ задач в детстве очень помогает. Развивает интуицию, ну или если угодно - систему разпознавания паттернов. Ну и да, моей олимпиадной инерции хватило только на первые полкурса физики, которую я таки полностью проигнорировал, несмотря на то, что ее вел человек из телевизора. А потом таки пришлось учиться. Вузы разные бывают.
leolion_1 From: leolion_1 Date: Июнь, 12, 2019 08:50 (UTC) (Ссылка)
Видимо, это зависит как от специальности, так и от индивидуального психостатуса. Кому-то не мешают, а для кого-то оказываются просто вредны.
flitched9000 From: flitched9000 Date: Июнь, 12, 2019 09:28 (UTC) (Ссылка)
Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй!!

На святое покуситься (дайте два! (C)):

1) на "успешного" олимпияднику-ку Киндер-сюрприза с евонной кагалой людерофф,

2) на саму Сер-гееву с акакий-демшизическими школами!

Разбить... Поллитру... Да я тебя... (C) Упякуть в деревню, в глушь, в олимпияду по алхимике!..
termometr From: termometr Date: Июнь, 12, 2019 09:40 (UTC) (Ссылка)
Что такое Кванториум?
Автономная некоммерческая организация «Детский технопарк «Кванториум» организована 5 февраля 2016 года для реализации новой модели дополнительного образования детей в соответствии с инициативой Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов Росcийской Федерации.


срунету
redflower99 From: redflower99 Date: Июнь, 12, 2019 09:53 (UTC) (Ссылка)
У нас в районе это больной вопрос, успешными высокорейтинговыми школами считаются не те, где высоки результаты ГИА, ЕГЭ, промежуточных аттестаций, поступления выпускников на бюджет, а те, где больше победителей и призеров всеросов. Причем наиболее успешная по этому показателю школа имеет кружок по натаскиванию на олимпиады, этим гордится и этим привлекает новых учеников (подушевое финансирование и тд). Кружок ведут бывшие (а может, и настоящие) победители и организаторы этих самых олимпиад.

А образец олимпиады, из известных мне - это школьная биологическая, которую проводит биофак МГУ, каждый год в три этапа. Она никому ничего формального не даёт, ни баллов, ни приоритета при поступлении. Зато даёт возможность глазами, руками и мозгами "потрогать" биологию, оценить, нужны ли вы друг другу и познакомиться с биофаком. К слову вспомнилось, что единственная школа из нашего района, представители которой были то ли в победителях, то ли в призах на ШБО, имеет наинизший рейтинг по району с точки зрения департамента образования и его рейтинговой системы. И я сочувствую родителям районных детсадовцев, которые мечутся по району в поисках наилучшей школы для своих чад.
leolion_1 From: leolion_1 Date: Июнь, 12, 2019 10:49 (UTC) (Ссылка)
Да, родителю нынешнему не позавидуешь, особенно с этими рейтингами. И особенно с учетом того, что человек - существо внушаемое, он склонен думать, что рейтинг это такой волшебный инструмент, с помощью которого отрастают способности и воспитание учебного навыка.
virgula_e_ponto From: virgula_e_ponto Date: Июнь, 12, 2019 10:22 (UTC) (Ссылка)
Очень интересно, спасибо.
Не могу сказать, что эта тема для меня ясна и очевидна, но статья, коммент и Ваш пост дают над чем подумать.
ahiin From: ahiin Date: Июнь, 12, 2019 10:28 (UTC) (Ссылка)
Я, возможно, несправедлив. Тем не менее, у глубоко провинциального школьника 90-х подобные страдания вызывают, скажем мягко, недоумение. Вам жизнь поднесена на блюдечке, вам достаточно прилагать усилия только к учебе, учись да радуйся. Но нет, жемчуг мелок.
leolion_1 From: leolion_1 Date: Июнь, 12, 2019 10:31 (UTC) (Ссылка)
Дети жаждут гумбольтовского университета:) Им просто забыли сказать, что его уже давно нет, причем, нигде.
zverjaka From: zverjaka Date: Июнь, 12, 2019 10:30 (UTC) (Ссылка)
"Царского пути в науку нет" - это одна сторона проблемы. Вторая - ВУЗовская катастрофа - реально некому учить. Последним толковым преподавателям сейчас за 60, их радостно выживают эффективные менеджеры.
leolion_1 From: leolion_1 Date: Июнь, 12, 2019 10:37 (UTC) (Ссылка)
Некому учить - это действительно проблема, но эти дети до нее еще даже не дошли.
У них через весь текст сквозит другая проблема, которая тяжело в их случае решается, если вообще. Им не обеспечили достаточной элитарности и ощущения мира, который вертится вокруг обслуживания их исключительных способностей. Это действительно нужно переваривать и преодолевать в себе и молча, путем направленных волевых усилий. Иначе их жизнь будет разрушена.
pphantom From: pphantom Date: Июнь, 12, 2019 11:20 (UTC) (Ссылка)
К сожалению, сейчас "прием по олимпиадам" - это неизбежное зло. Конечно, все высказанные соображения верны, однако альтернатива - прием по результатам ЕГЭ с не всегда корректными заданиями, зачастую некорректной проверкой и обязательным довеском в виде конкурсного русского языка.

Кроме этого, олимпиадные дипломы обычно (не всегда, но в большинстве случаев) - это свидетельство хотя бы того, что человек вообще что-то хотел и что-то пытался делать, поскольку "неолимпиадные" обладатели высоких баллов ЕГЭ намного чаще оказываются студентами-"овощами", которые умеют копать от забора до обеда, если скажут, и умеют не копать, если не скажут.
leolion_1 From: leolion_1 Date: Июнь, 12, 2019 14:54 (UTC) (Ссылка)
Это заблуждение, на мой взгляд. То, что человек не участвовал в олимпиадах, не является свидетельством того, что он ничего не хотел и не делал. Я, например, не участвовала ни в одной. Из вредности в первую очередь, потому что я категорически не желала никому ничего доказывать, "сами придут и все предложат".
И я не понимаю, почему менее вредный и более податливый под давлением взрослых человек должен был бы получить передо мной преимуществ:)

Если считать, что олимпиады это какой-то показатель, и отбирать там, тогда всех надо загонять на них в обязательном порядке, иначе возникает несправедливость, которая потом выливается в том числе в описанные в статье проблемы.
umgezogen From: umgezogen Date: Июнь, 12, 2019 11:22 (UTC) (Ссылка)
Полностью подписУюсь. Товарищи олимпиадники и ФМШ-18 сдулись на моем первом курсе к весенней сессии как проколотые шарики. Один так просто не учил матанализ - считал, что ему в 10-м классе ФМШ все нужное рассказали, и тут бац - на экзамене трояк.
moisav From: moisav Date: Июнь, 13, 2019 18:45 (UTC) (Ссылка)
О, знакомо. У нас на физфаке так же ко второму курсу перегорали второшкольники и прочие "спец". Часть базовых понятий по матану и механике первого семестра в них еще в школах заложили, а вот дальше надо было учиться новому, а усидчивости уже не хватало, слишком расслабились.
From: vsvor Date: Июнь, 12, 2019 11:34 (UTC) (Ссылка)
Удивительно, но именно такие дети оказываются психологически не готовы к тяжелой учебе в лучших вузах

Почему удивительно? Вузовские программы создаются (а часто и упрощаются) в интересах трудяг, а не вундеркиндеров, так что в вузе последним просто негде применять те способности, по которым их отбирали и которые они развивали в течение нескольких лет, очень важных для психологического и умственного развития. Такое случается и с математиками, несмотря на ряд ярких примеров того, как матшкольники начинали заниматься научной работой в старших классах и на младших курсах, и становились впоследствии известными учеными. Конечно, проще тем из них, кто был трудягой и в олимпиадной среде.

А еще более глубокая моя убежденность состоит в том, что никаких бонусов при поступлении призеры олимпиад получать не должны, как их не должны получать и школы, их воспитавшие.

Применительно к математике и программированию - должны. Потому что ЕГЭ - это для способных детей вообще не стимул что-либо учить до вуза, разве что плевать в потолок, а если есть развитая система, непосредственно связанная с образованием и требующая больших усилий, то просто несправедливо бросать тех, кто был в нее вовлечен.
Ну, а если система не дает ожидаемых результатов (осмелюсь, впрочем, заметить, что по двум примерам судить трудно), значит, было бы хорошо в ней что-то поправить...

Другое дело, что в последнее время награды приобретают не вполне пристойный размер: сначала международникам и их учителям стали платить миллион; начиная с этого года московским победителям всероса платят премию 500 тыс., а призерам 300 тыс., и первая премия сравнима с полутора-двухлетним заработком рядового учителя или доцента в регионах.

Да, такие премии платят только московским - надеюсь, со следующего года как-то постараются уравнять в правах остальных. Кстати, в этом году Москва забрала 55% дипломов победителя всероса по 24 предметам, что косвенно свидетельствует об успехах образовательной политики в условиях, когда майские указы соблюдаются фактически, и в условиях, когда они не выполняются даже на бумаге.



Edited at 2019-06-12 11:36 (UTC)
man_par_prieku From: man_par_prieku Date: Июнь, 12, 2019 11:39 (UTC) (Ссылка)
А также о том, где именно живут, работают и репетиторствуют составители олимпиадных заданий...
tandem_bike From: tandem_bike Date: Июнь, 12, 2019 13:26 (UTC) (Ссылка)

Самый "крутой" выпускник моей спецшколы (призер еще Всесоюзной олимпиады) сейчас преподает математику даже не в университете, а в каком-то американском колледже"


придерусь к откровенной глупости.

университет это и есть колледж. 4хлетмий колледж это университет. это синонимы. у называемого "колледжем" скажем Дартмута или крохотного но очень престижного Брюн Мора куча аспирантур, что не мешает им НЕ называться "университетами". вот часть аспирантских програм крошки Брюн Мора:
Archaeology
Chemistry
Classics
History of Art
Mathematics
Physics

и они ничем не хуже подобных в.. Гарвардском Колледве.

названия "колледж" и "университет" чисто традиционные.

товарищ накатавший заметку про олимпиадников моэет быть прав п по сути, но идиот по одной этой маленькой детали.
leolion_1 From: leolion_1 Date: Июнь, 12, 2019 14:54 (UTC) (Ссылка)
Ну, будем надеяться тогда, что упомянутый комментатором олимпиадник на самом деле очень хорошо устроился)
moisav From: moisav Date: Июнь, 12, 2019 13:39 (UTC) (Ссылка)
"Олимпиады нужны для того, чтобы пробуждать интерес к предмету и узнаванию нового."
Ну да. Как только физкультура вырождается в большой спорт, она к перестает иметь отношение к здоровью, вернее, начинает его ухудшать.
Уже далеко не первая олимпиадное обсуждений, после которого не перестаю радоваться, как же мне повезло. Я участвовал в олимпиадах по астрономии, в которых не было этой гонки и пафоса, в школе и не всегда знали, что она проводится, тем более, что предмет-то из выпускного класса, а мы - в 5-6ом (когда добрался до 11-го ее у на си не было). Просто за пару недель нам говорили в астрокружке: "А скоро астрономическая олимпиада, попробуем немного задачек порешать и почитать о предыдущих. Но все равно не поможет, без базовых знаний..." Так, повод помериться силами со сверстниками. Все остальное время занимались всей другой работой, от лекций-рассказов-семинаров, до собственных наблюдений. К концу школы у меня был полный набор всех призовых мест в городской и еще 1е и 2е в республиканской/всероссийской, они тогда только начинались. При приеме документов на физфак у меня эти дипломы даже не взяли, сказав, что все равно не помогут, ну запомнят, что я любитель астрономии (конкурс на астроотделение всегда был в несколько раз выше, чем на факультет).
А буквально через несколько лет, в конце 90хх начался этот олимпиадный бум. Но всероссийские, международные и прочие призеры как-то не особенно себя показывали в учебе и исследовательской работе, где нужны другие навыки.
leolion_1 From: leolion_1 Date: Июнь, 12, 2019 14:56 (UTC) (Ссылка)
Абсолютно верное сравнение. В качестве физкультуры для школьных мозгов олимпиадное движение можно только приветствовать, оно должно способствовать пробуждению интереса как можно большего числа детей, а не селекции лучших экземпляров под ношение рекламных вывесок избранных школ.
nenastja From: nenastja Date: Июнь, 12, 2019 14:12 (UTC) (Ссылка)
У меня несколько свой взгляд на олимпиады. Они нужны для того, чтобы в школах всякие ботаны имели хоть какую-то возможность почувствовать, что они не лузеры, что они ценны, что они не одни в мире такие странные. В противном случае их просто заклюют. Да, процент успешных людей среди олимпиадников относительно небольшой, но это люди, у которых без олимпиад всё было бы еще хуже.
man_par_prieku From: man_par_prieku Date: Июнь, 12, 2019 14:16 (UTC) (Ссылка)
Это было верно в 90е, ну в начале 2000-х еще да. Но последние лет 10 олимпиады - это гонка достижений школ, это огромная индустрия, коммерческая по своей сути (можно посмотреть даже на количество курсов и школ, которые платно готовят к олимпиадам - не говоря уж о репетиторах, причастных к составлению заданий; количество запросов на подготовку к олимпиадам уже давно конкурирует с подготовкой к ЕГЭ).
213 комментариев or Оставить комментарий
Страница 1 из 2
[1] [2]