Суть претензии в целом довольно очевидна, однако же характеристика эволюционизма (не как области биологической науки, а как обощенного подхода) как легкого и доступного оказалась для меня неожиданной. Настолько неожиданной, что я почти готова принять эту точку зрения :) Привожу с небольшими купюрами.
"Движение бесконечной цепи явлений без начала и конца есть именно дурная бесконечность, ничего не говорящая уму, ищущему единства и связи, усыпляющая научную мысль легким и доступным эволюционизмом, дающим, правда, видимость научного обобщения, но ценою отказа от всякого синтеза и внутреннего строя.(.....) Та же дурная бесконечность, то же отсутствие позвоночника в учении о перевоплощении — «карма», тот же грубый и наивный материализм в вульгарном понимании сверхчувственного мира, то же отсутствие воли и вкуса к деятельному познанию и какая-то ленивая всеядность, огромная тяжелая жвачка, рассчитанная на тысячи желудков, интерес ко всему, граничащий с равнодушием, — всепонимание, граничащее с ничегонепониманием."
Все-таки, поэт действительно подчас может описать куда точнее научного сухаря предмет его, сухарных, внутренниих метаний и неудовлетворенности. Даже когда он говорит прозой. Вот это равнодушное всепонимание, характерное для научного мировоззрения (не научной мысли как таковой, а именно мировоззрения) нового времени. Я бы при всем желании не определила бы его точнее.
"Я это понял!" - для каждого нового куска интеллектуальной жвачки. Но зачем я это понял? - вот в чем вопрос-то.