 |




 |
 |
 |
 |
 |
 |
По Суперждету - конечно, как самолет он не хуже, или даже в чем-то лучше одноклассников. Но современный гражданский самолет - лишь на 10% товар, а на 90% - совокупность услуг. И вот тут - конечно, все хуже. По двум причинам.
Первая - объективная, гораздо меньший масштаб. Если вы хотя бы на вводной лекции по теории массового обслуживания были (да можно и без нее, хватит и основ теорвера) - поймете, почему меньший парк и по готовности, и по стоимости поддержания проигрывает большему.
Вторая - субъективная. Как правильно делать - и западный опыт подсказывает, и у меня половина докторской на эту тему. И сейчас вдруг, в связи с проблемами исправности Суперджетов, читаю - "производитель двигателей СаМ146 рекомендует авиакомпаниям, раз им что-то не нравится, покупать запасные двигатели"... Т.е. не предоставляет их в аренду по первой просьбе, а советует покупать самим. Словно и не было ни мирового опыта организации ТОиР, ни научных работ (опять же, суть проблемы легко понять, даже если у тебя хоть что-то из курса математики в голове осталось). И вот так - во всем. Я думал, что моя докторская, опоздавшая лет на 15 (ибо, понимай эти вещи наши авиапромышленники в начале 90-х - не потеряли бы рынок), устареет сразу. А она не устарела и 11 лет спустя, и это очень грустно.
А по МС-21 - добавлю. Конечно, надо поспешать медленно, особенно если делаешь самолет, содержащий довольно радикальную инновацию. Только медленно поспешать нужно было еще раньше - принимая решение о том, что точно делаем именно такой самолет, под такие требования, с такими технологиями - при всем том, что эти технологии еще не были железно отработаны в науке.
Есть такой длинный, но важный термин - опережающий научно-технический задел. Вот если его нет, а тебе уже не терпится проектировать и даже налаживать производство (читай - тратить громадные казенные средства) - это называется вредительство. В свое время, осознав причины задержек и потерь при создании новой техники, Счетная палата США рекомендовала многие законы и нормы изменить, чтобы такое стало невозможным. А у нас пока можно - мало того, еще и героем станешь, как же, он смело делает новые образцы техники, ступая в неизведанное... А в России только моя контора сейчас в роли лесковского Левши, который пытался донести до государя амператора, чтоб ружья кирпичом не чистили...
|
 |
 |
 |
 |
|

|
 |
 |

|
 |
 |