?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
возрастной разлом - Ничего лишнего
Вашу логику повесьте здесь
leolion_1
leolion_1
возрастной разлом
Внезапно для себя обнаружила, где именно наиболее отчетливо проходит ментальная граница между взрослыми поколениями соотечественников.
Достаточно спросить, какое кризисное время они прочувствовали на своей шкуре больнее, 1991-1994 или 1998-2000.

В 1991 и по 1997-й мне было весело. Да, конечно, я помню это измерение всего и всех в убитых енотах, власть малиновых пиджаков, как я с сокурсниками после или вместо занятий торговала вьетнамскими и китайскими ширпотребными шмотками в Луже, с картонки на полу. Надев на себя пластилиновые балетки, джинсы и нацепив мамин шарфик Hermes и клипсы Dior, привезенные из Парижа. С эстетически потустронними шарфиком и клипсами на 18-летней девице точно такие же балетки и джинсы, что лежали на соседней картонке, смотрелись совсем иначе, поэтому я стабильно делала выручку больше оговоренной, не особенно напрягаясь. "Ой, шарфики закончились, но будут завтра, а посмотрите туфельки - да, да, отличное качество, производство Канада, видите - сама ношу!".
Мне повезло, в отличие от товарищей по несчастью, у меня ни разу не сперли товар, что для студента было неподъемно, и я умудрилась всего пару раз заболеть ангиной, хотя рынок вился в насквозь продуваемой обводящей стадион галерее.
На третьем курсе это начало утомлять физически, и я переквалифицировалась в риэлторы. На продажи я не пошла сознательно, оставшись на аренде, но так или иначе и это было весело. Я даже успела найти агентству "Прайм" их первый офис в России, в особняке, в который Наше Все ходил на балы, и расселить по квартирам всех испанских поваров самой первой итерации ресторанов Дон Кихот.

Это было время, когда у остановки, на которой ты ждешь троллейбус, напротив МДМ, могла в 9 вечера затормозить тонированная машина, оттуда высовывалась квадратная морда и утвердительно спрашивала "Работаешь?", независимо от того, как ты одета.
Время, когда можно было зарабатывать покером и презирать скорость в 200 км/ч на красном бумере с незнакомыми людьми в салоне. Время, когда любая встреча с кем бы то ни было в парке в 100 метрах от дома означала что-то плохое просто по определению. Время, когда я научилась поворачиваться спиной к людям, которые шли за мной в темноте от метро, после пяти шагов навстречу и вопроса "Какие-то проблемы?"
Чтобы научиться задавать этот вопрос, не нужно было иметь пояс, пистолет, особеную врожденную наглость, должно было просто сильно повезти.
Но умения отбиваться физически от постоятельцев гостиницы "Юность" это не отменяло.

Даже если вам уже кажется невероятным то, чем я занимаюсь сегодня, это было время, когда мне было весело. Для меня это были веселые времена только по одной причине.
Основную их тяжесть тогда несли мои родители.
Моя мать ради нас с братом не ела сливочного масла два года. О чем я узнала только 20 лет спустя. Хотя у нее был шарфик Hermes. Шарфик упорно не хотел намазываться на бутерброд, а гордость - на просьбу о деньгах тем, кто его подарил. Мой отец, который через несколько лет займет должность, эквивалентную должности генералного конструктора на крупнейшем предприятии-производителе микроэлектроники в СССР и РФ, бомбил на старом "москвиче". Это была единственная возможность иметь хлеб, пусть и без масла. Когда пришедший поискать под камнями этих руин Applied Materials предложил ему 200 тыс в год, и он отказал, моя мама, не выдержав, сказала мне об этом, в отчаянной попытке заставить его уступить, и я устроила ему безобразную истерику. Мне тогда очень хотелось в Стенфорд и мне казалось, что я заслуживаю этого по умолчанию, просто как дочь.
Истерика была настолько безобразной, что это до сих пор самая болезненно стыдная вещь, которую я сделала в жизни, хотя я успела наделать много разного. Папа просто лежал на кровати, закрыв глаза, и слушал меня молча. Он ни слова мне не сказал в ответ. То, что я вообще себе это позволила, отчасти было и следствием времени, которое делало меня тем, что я есть.
Но в целом мне было весело.

Не смешно мне стало в 1999-м. Несмотря на то, что под занавес этого года родился мой сын. Два следующих года я предпочла бы стереть из памяти, если бы могла.
О сливочном масле речь вообще не шла, обсуждалось подсолнечное.
По иронии судьбы у меня был все тот же шарфик Hermes, теперь уже мой собственный. И все та же ненамазываемая на бутерброды гордость.
Поэтому я до конца дней своих буду должна человеку, единственному в моем рабочем окружении, которого шарфики, духи и дорогая французская бижутерия не могли обмануть. Благодаря которому я ела хотя бы раз в день.
Ну, и всякое там разное еще было, но эта запись не для поплакать, а для объяснить.

Все люди, на которых я могу положиться, люди, которых я могу назвать своими, люди, которые сейчас делают то же, что и я, там же, где и я, по тем же причинам, что и я, это не те люди, которые пережили 1991-й.
Да, такие тоже есть, но это те люди, которым я должна.

А люди, с которыми я делаю одно дело, это те, которые как-то, каждый по-своему, пережили 1998-й. Для которых именно этот год и был временем крушения всех надежд и сжигания их в пепел.
Потому что на моих собственных глазах восстали из него далеко не все, точнее, мне проще назвать тех, кто выжил в ранние 90-е, чем в поздние.
Для первых дефолт 98-го вообще не был кризисом на фоне уже пережитого. Для вторых кризис 90-х это было время страданий тех, кому положено страдать ради будущих поклений по умолчанию, а самим этим поколениям их трудами было весело.

Расскажите, как это у вас.

Метки: , ,

101 комментарий or Оставить комментарий
Comments
Страница 1 из 3
[1] [2] [3]
alexander_konev From: alexander_konev Date: Ноябрь, 23, 2018 20:31 (UTC) (Ссылка)
Для меня кошмаром были годы 1991–1995. Потом как-то всё нормализовалось понемногу, в 1998 году всё снова рухнуло резко вниз, но уже было не страшно, потому что представлял, что делать. Ну и опыт жизни уже был, а в 1991–1994 я был ещё совершенно зелёный, не понимал толком ни себя, ни людей.
leolion_1 From: leolion_1 Date: Ноябрь, 23, 2018 20:57 (UTC) (Ссылка)
Для меня это было время первых влюбленностей и не моей ответственности. Поэтому весь кошмар того времени я просто не успела осознать, о чем, собственно, и речь.
nika_kraynova From: nika_kraynova Date: Ноябрь, 23, 2018 20:47 (UTC) (Ссылка)
1998й я заметила больше. Я тогда работала в найме, зарплата была около 300 долларов. И когда грянул кризис я очень наивно полагала, что сейчас мне зарплату в долларах пересчитают по новому курсу, а как же иначе может быть.
Ага, щаз )))
Выводы сделала. По-поводу того что рубль может упасть в любой момент и неизвестно во сколько раз. Поэтому 2014-й сильно не удивил.
leolion_1 From: leolion_1 Date: Ноябрь, 24, 2018 06:51 (UTC) (Ссылка)
2014-й уже обоими "ментальными" поколениями был воспринят как нечто само собой разумеющееся, да.
Это только школьникам Навального, карабкающимся на столбы с табличками "где наши деньги?" на митинге против пенсионной реформы, не понятно, они свое ее не съели, им кажется, что это худшее, что с ними может быть.
Надеюсь, их минует настоящее худшее.
Владислав Клочков From: Владислав Клочков Date: Ноябрь, 23, 2018 20:47 (UTC) (Ссылка)

странно...)

Я - 1976 г.р., то есть 25 лет назад, в 1993, я приехал в Жуковский, поступив в Долгопрудном:-)

В 1999 я окончил институт, уже зная, что в базовой организации, ЛИИ имени Громова, я не буду работать - а остаюсь в альма матер, в которой уже 2 года как преподаю.

И хотя в 1993-1994 меня полностью содержали родители, но и голоднее всего было именно тогда. Ибо всего, что они могли наскрести на Кавказе, чтобы их сын учился в Подмосковье, хватало... в общем, не на весь месяц.

И общагу отключали за неуплату постоянно - то от света, то от горячей воды. А то и от холодной. Учебный корпус тоже иногда. С тех самых пор помню это ощущение (хотя и закален с тех же пор) - когда от ледяной воды просто больно (даже если бы не был простужен), и темно, и грязно в душе - и знаешь, что чуда не будет, ничего по волшебству не включат.

И преподаватели наши, работавшие в базовых институтах (кстати, одному из них на днях исполняется 100 лет. Т.е. основали его ленинским декретом в 1918 - "республика в кольце врагов", холод и голод, а поди ж ты...) как выживали - сейчас уже не понять. Кстати, кое-кто зарабатывал извозом на Ил-76, зарабатывая и на жизнь, и на продолжение летных экспериментов. И умудрялись на излете великой отрасли книжки писать, по которым и сейчас учатся те, кто хочет что-то понять.

И буквально гимном стала написанная к нашему посвяту мрачная песенка - переделка "Гоп-стопа":

...гоп-стоп! Тебе не светит звон монет...
лишь одиночество в постели,
кушать - еле-еле,

и т.п.

В общем, нет, нам не было весело. И мы даже не торговали на рынках - некогда было и нечем (на Физтехе еще, что важно, 90% были издалека. К активности это, может, и располагает, но к стартовому капиталу - не очень, особенно если ты только окончил школу и поступил). Кто-то "висел на веревке" (промальпинизм), кто-то разгружал (иногда не вагоны - те самые грузовики Ил-76. Включая анекдотические случаи - когда за работу платят натурой, разгружаешь шампанское, пей, сколько влезет, но за периметр вынести нельзя. Потом наш сокурсник, вернувшись в общагу с такого разгруза, вдруг задался вопросом - а что я заработал-то?)

Весело не было - было страшно. Когда в общагу в любое время могли вломиться озверевшие от наркоты или алкоголя гопники. Когда на улицах нашего наукограда могли зарезать просто потому, что не повезло. И обстановка была - безнадежной. Унизительной для тех, кто учился в школе и ехал сюда "учить летать самолеты" - и застал развал, полнейшую нищету, и, главное, почти официально декларируемое презрение государства и общества - "да кому вы нужны, чудики..."

А в 98-м я застал дефолт, возвращаясь из нашего лагеря "Радуга" в Дивноморском. Эпическая была поездочка, конечно - но никакого сравнения с началом 90-х. И то время запомнилось, скорее, анекдотическими случаями - как в Жуковском, увидев очереди за хлебом, почти прошел мимо пустого хлебного, но, все-таки заглянув внутрь, обнаружил, что хлеб есть, а продавец удивляется, почему у него ни души. Просто стадный инстинкт гнал всех туда, где очереди. Или как парень, на курс старше, решил получить красный диплом и заплатил за восстановление 2000 долларов перед августом 98-го, а потом... впрочем, это уже другая история)

В 98-м я уже начал зарабатывать - бюджетную копейку, в институте и на базе, с миру по нитке, но слезая с родительской шеи. Рубль подешевел втрое относительно доллара? Ах, какая незадача) Так у нас и долларов-то не было, только рубли начали появляться.

В общем, в 98-м уже мне было немного весело. Мария Александровна, отлично понимаю боль Вашего окружения именно в конце 90-х - но у нас ее не было. Нам в то время еще нечего было терять. Мы только начали приобретать. И дальше было только лучше и лучше.

"История России - глубоко поколенческая"
(Л. Парфенов, "Российская Империя")
leolion_1 From: leolion_1 Date: Ноябрь, 23, 2018 20:51 (UTC) (Ссылка)

Re: странно...)

Вы в 98-м начали слезать с шеи, а я в 99-м родила. Это очень разные кондиции по тем временам, даже без скидок на то, что не все дети рождаются здоровыми. Так что ничего странного не вижу.
From: thagastan Date: Ноябрь, 23, 2018 20:51 (UTC) (Ссылка)
Риэлторство на аренде было крайне нездоровым занятием - сопряжено с приобретением новых знаний, за часть из которых могли и прикопать...
Даже в сытые времена за эти знания порой валили целые семьи - включая бабушек и малолетних детей.
leolion_1 From: leolion_1 Date: Ноябрь, 23, 2018 20:52 (UTC) (Ссылка)
Это так, но в определенном возрасте это и составляет часть веселья.
vedroid From: vedroid Date: Ноябрь, 23, 2018 21:06 (UTC) (Ссылка)
я тогда был молодой и наглый. В начале 90 х помню снимал квартиру в Балашихе. В городе постреливали. Приходилось поздно возвращаться домой через лес, так если кого встречал, то люди прятались в кусты, практически в сугроб зарывались. В общем вели себя тогда с опаской. В 1998 м уже было на все плевать, тогда как раз пришлось квартиру покупать, и перед этим деньги из банков выводить.
leolion_1 From: leolion_1 Date: Ноябрь, 23, 2018 21:27 (UTC) (Ссылка)
Все тогда были молодые и наглые. Просто кто-то дожил с этой наглостью до сегодняшних дней, а кто-то и не сумел конвертировать наглость в эволционное преимущество.
black_wild_cat From: black_wild_cat Date: Ноябрь, 23, 2018 21:28 (UTC) (Ссылка)
От промежутка 91-98 я помню разговоры во дворе многоквартирного дома....Фарос...Горбачева убили...Ельцин...бартер, невыплату зарплат родителям, бартер, бартер....пакеты стаканчиков под мороженое, которыми расплачивались работники молокозавода....вафли пластами...круги колбасы, которые меняли товароведы на бутылки с вонючим "Локоном" для завивки...богатых железнодорожников, которые воровали солярку так, что маневровые останавливались на путях, не дотащив вагоны до горки...маневровые, которым не хватило соляры и вставшие из-за них пассажирские...открытый родственником магазин и непонятно как завезенный французский паштет из гусиной печени и шампанское тоже французское, которое никто не брал - продавцы выкладывали на прилавок свою водку и колбасу...еще были очереди за хлебом, отключения воды неделями (очереди у родника, ведра и бидончики...)...и этот паштет, коробками, ненавижу...
еще ненавижу гуманитарную помощь. Немецкий маргарин, какие-то макароны...шоколадки. Никогда не забуду реакцию родителей, когда я это домой приперла - ну дали в школе, сказали - неси...потом не брали уже большинство. Отдавали тем, кому совсем туго приходилось.
Еще огороды...железнодорожникам давали места...недалеко от путей...там растили картошку, чеснок, лук, помидоры, огурцы. Воду для полива давали в 3 часа ночи, а урожай постоянно пытались своровать всякие...в 1995 или 96 прямо под нашим и соседским огородом решили проложить какую-то трубу и на глубине метр нашли огромную бомбу времен войны...бросили экскаватор. Пока пару недель думали что делать с бомбой, экскаватор практически разобрали по винтику...
директор школы-коммунистка, которая упиралась до последнего и в 1994м у нас были уроки политинформации, правда на них рассказывали про то, что раскулачивание -это нехорошо...
учебники истории, которые покупали те, у кого были деньги, и которые подпадали под запрет через пару месяцев....
К 1998му никаких накоплений у родителей не было. Мне обещали протекцию в Высшую военную академию, но девчонок брали туда только какую--то гуманитарщину, с которой у меня проблем не было никогда, но тянуло-то меня в вирусологию и химию...
в 1998 зимой мы отправились "учиться на компах" в УПК, тк в школе не было ни одного компьютера. Обучение закончилось мечтами о покупке "пенька". И тут карета превратилась в тыкву. Ну, у кого была карета-то...Я понемногу целилась в МГУ или РХТУ/МИТХТ на химика, жила в библиотеке(да у меня там 90е-то и прошли)...ну, после кризиса, понятное дело, это все накрылось медным тазом - откуда деньги на жить/есть, да и на ехать/сдавать...
впрочем, все это затерлось 11м классом.
Напрочь. Одним днем.
Потому что 24 марта 1999, на уроке экономической географии нам учительница(старой закалки) включила новости с кадрами бомбардировки Белграда и рассказала, что гуманитарная помощь, 1998й и то, что на картинке - связаны...
Еще помню рыдания троюродной тетки, они с мужем прогорели, киоск был, чтобы отдать долги продавали ее шубу...
А потом у нас был выпускной, и у родительского комитета не было денег купить конфеты в коробках. Они купили ворованные с кондитерской фабрики, и 2 катушки фольги оттуда же. И всю ночь сидели заворачивали конфеты...чтобы было красиво.
Одна катушка была чуть начатая. Остатки еще лежат в лаборатории....
leolion_1 From: leolion_1 Date: Ноябрь, 23, 2018 21:30 (UTC) (Ссылка)
Ну, да. "Ты и я одной крови", мы с Вами принадлежим одному поколению. Другое нас понять не может, им кажется, что у них было хуже, а мы придуриваемся.
А мы просто привыкли к тому времени, которое как-то фоново вывозилось за нас, а потом 1998-й и 24-е марта...и как бы уже и нет никого, кто вывез бы, сами кушайте, большие уже, ложку держать в состоянии.

Edited at 2018-11-23 21:32 (UTC)
brain__storm From: brain__storm Date: Ноябрь, 23, 2018 21:31 (UTC) (Ссылка)
С продуктами было так себе уже в 90. Помню, что нас тогда внезапно послали на картошку, с которой я вывез килограмм 20, в Москве в ту осень картошки или не было или по 2 рубля (против госцены 20-30 копеек), так что я обеспечил семью картошкой на несколько месяцев. Питание тех лет сильнее всего ощутили мои глаза, зрение падало примерно до конца 90-х, а потом перестало и даже улучшилось (с 2,5 диоптрий до 1,5). Зубы тоже ощутили.
С зарплатами родителей стало плохо в 91-92, точно не помню. К 95 родители поменяли работу.
Помню, что осенью 92 начал работать (и еще учился), после работы иногда заходил в магазин со всякой техникой под названием МММ и смотрел, что там выставлено. Моей зарплаты тогда хватало на несколько хороших аудиокассет.
В 95 я уже смог купить на приработки компакт проигрыватель за 200 баксов, его украли из квартиры через неделю после покупки (еще украли немного лежавших на виду денег и красивый ножик). Повезло, что не украли усилитель, он 300 стоил и что младший брат из школы пришел позднее обычного, когда уже все украли, особенно ножик. Про приезжавшего на вызов сотрудника я прочитал потом в МК в разделе уголовная хроника.

Финансово (лично для меня) тяжелым был 96, приработков почти не было.
Валютных кризисов до 98 было довольно много, правда тогда рубль падал не в разы, но все же.

А в 98 под новый год я переехал жить отдельно, я доделывал ремонт и каждый день приходилось что-то покупать из хозтоваров, так что лишних денег не было. Но как раз благодаря кризису я обзавелся телевизором и стиралкой, телевизор в долларах тогда упал с 400-450 до примерно 300, стиралка примерно так же, а отложено было в долларах. Более того, 98 в целом для семьи больше принес, чем отобрал.
Насколько я помню, друзья и одноклассники, ушедшие в бизнес (торговля по большей части) 98 пережили. С потерями, с затягиванием поясов, но пережили.

Правда надо заметить, что собственную машину я купил только в 2006, дорогих и фирменных вещей у меня и сейчас очень мало, а те, что есть - с распродаж с уценкой в два раза. Ну и по другим статданным я не отношусь к среднестатистической категории.

Кстати, после 98 был кризис 2008, потом 2014. Но тут уже было все привычно.

Если же сравнивать, то соглашусь с комментатором выше - в 92-93 было вообще непонятно что и как дальше делать. В 98 был очень сильный экономический кризис, но не настолько системный.

Edited at 2018-11-23 21:55 (UTC)
leolion_1 From: leolion_1 Date: Ноябрь, 24, 2018 06:32 (UTC) (Ссылка)
Он и был не тотальным, тот кризис, я именно о личном попадании по каток.

Но вот для научников 98-й был таки особенным В 98-м и несколько лет после в научном сообществе опять начала образовываться черная дыра, то есть, те, кто устоял до того в ранние годы, решили, что вот теперь все, точно нечего ловить.
До 2008-го примерно из приходивших на дипломы или в аспирантуру из армейских соображений после 99-го на моих собственных глазах из людей, потенциально дельных, в науке не оставался никто, вообще.
moisav From: moisav Date: Ноябрь, 23, 2018 21:31 (UTC) (Ссылка)
Как раз летом 98го, в очередной раз на практике в кавказской обсерватории (оплачивали командировку недели на три, но мы как-то по паре месяцев держались и работали) решил, что здесь и останусь после диплома. В отличие от столицы, здесь реально было прожить на аспирантские доходы, не отвлекаясь левой работой. После дефолта альма-матерь лишилась большей части свежезащитившихся (или близких к этому) талантливых иногородних ребят, кто до этого как-то пытался совмещать заработок риэлторстовом/IT с наукой. Больше совмещать не получилось, москвичи хоть частично, но выжили.
Да и здесь вокруг меня в основном работаю либо те, кто пережил в Вашем смысле 91й, либо те, кто родился после 98-го...
leolion_1 From: leolion_1 Date: Ноябрь, 24, 2018 06:36 (UTC) (Ссылка)
Да, абсолютно точно, я как раз выше написала - после дефолта всех талантливых ребят вымело почти подчистую. Именно это распределение с небольшими вариациями сложилось везде - или выжившие в 91-м, или родившиеся после 98-го. В Москве возможны варианты среди родившихся, начиная с 91-го, но родившихся в поздние 80-е и у нас можно считать штучно.
Владислав Клочков From: Владислав Клочков Date: Ноябрь, 23, 2018 22:00 (UTC) (Ссылка)

только сообразил...

...а чего я, собственно, с 93-го начал? Только потому, что в тот год уехал учиться из родительского дома? Но 90-е начались раньше, даже по календарю. А в историческом плане - и еще раньше.

И потому можно еще вспомнить, как в 90-91, когда само понятие денег стало бессмысленным, мы и правда торговали на базаре. Я на сепараторе делал сливки из молока, потом из них получались масло и сметана. Бабушка стояла, мы подвозили.

Еще можно вспомнить, что в старших классах я, как ни приду из школы - сначала решать ЗФТШ, а потом, вечером и в выходные - то с папой в гараж, то в сады-огороды. Потому что приходилось все больше жить натуральным хозяйством, т.к. и денег родителям платили мало (а они никакой работы не чурались - инженер-конструктор и учитель физики рано по утрам мыли по 6 подъездов в окрестных дворах - и меня воспитали так, что любой труд почетен), и деньги значили все меньше.

Садов было два, огородов, в пиковые годы - до 5. Мне до сих пор непонятно слово "дача" - то были плантации. Копать, окучивать, опрыскивать. Варить, месить раствор, класть кирпич. Менять в Москвиче то одно, то другое. И потому, когда мои одноклассники (некоторые) в старших классах уже упаковались в модные джинсы и кожанки, я шел мимо них в рабочей одежде и кирзачах. С тех пор я научился не завидовать достатку и не комплексовать по поводу бедности, если вдруг таковая случится.

А еще в 91-92-м моя малая родина колебалась - то ли перехватить у Чечни пальму первенства, то ли все-таки нет. Были толпы взвинченных парней и пожилых женщин на площадях - с понятно какими лозунгами, были попытки отправить детей подальше от города. К счастью, мои земляки проявили мудрость, и Кабардино-Балкария осталась островком мира - но чувство, когда быстро собираешься и понимаешь, что родной дом, возможно, уже не увидишь, очень хорошо прочищает мозги. "Все, чем жил - на том конец, от забот свободен" (с) Это я к тому, что для некоторых моих сверстников 90-е - это не только нищета и бандитизм, это еще и настоящая война. В Чечню успел попасть мой одноклассник и сосед по двору - к счастью, вернулся живым и практически здоровым, даже психически.

Спасибо Вам, Мария Александровна, что подняли эту тему. Что бы Вы мне ни ответили. О тех временах надо напоминать - вот именно с выводом "никогда больше" (с)
leolion_1 From: leolion_1 Date: Ноябрь, 23, 2018 22:08 (UTC) (Ссылка)

Re: только сообразил...

Это было у всех одновременно, мы тоже каждые выходные ездили к себе "на картошку" под руководством дедушки (которую в 92-м украли всю подчистую). И мои одноклассники и однокурскники были в Чечне.
Но мы по-разному это ощутили, мои родители продлили мне время на то, чтобы вылупиться из розовых эльфов и посмотреть, что же там на самом деле за этим забором.

Насчет "никогда"....never say never again. Или, выражаясь более адекватным нашей действительности языком, от сумы, да от тюрьмы не зарекайся. Проверено опытом многих поколений, а не только этих двух.
seespirit From: seespirit Date: Ноябрь, 23, 2018 23:16 (UTC) (Ссылка)
Душевно как написали - талант же! Да и комментариями можно зачитаться.

Я все это предвидел - and then some. Например, конфликт между РФ и Украиной, а тогда я не был готов выступать ни за какую из сторон.
Потому в один хмурый февральский день последнего года СССР я сел в поезд с женой и двухлетним ребенком, и через полтора дня в час ночи мы выгрузились в одной славной средиземноморской стране, языка которой тогда не знали.. С нами были две стандартных картгнных коробки, куда жена упаковала что-то и долларов пятьсот денег

Эх, славное житье то было :-)

Среди московских же однокурсников не все пережили 90е ...



esya From: esya Date: Ноябрь, 23, 2018 23:17 (UTC) (Ссылка)
в 92 чудом не умерли, в 93 уехали, падение 98 застали в такси в отпуске в городе на волге, но у нас с собой еще были полудохлые еноты
leolion_1 From: leolion_1 Date: Ноябрь, 24, 2018 06:38 (UTC) (Ссылка)
Тем, кто уехал после первого кризиса, в этом смысле повезло, им можно не сравнивать. Потому что я так еще предполагаю, что есть и третья категория, по которым долбануло с равной силой оба раза.
Flena Vasilevna From: Flena Vasilevna Date: Ноябрь, 23, 2018 23:39 (UTC) (Ссылка)
Очень похоже. Водка, сигареты, косметика на рынке. Подружка по филфаку позвала как-то поторговать, я лезла из кожи вон буквально, она же в конце дня собрала выручку и сказала "спасибо, пока," - кстати, привет, Ира, успехов тебе, психотренинги это явно твоя стихия.
Потом реклама, джинса, пробилась в Коммерсант, М.Новости. О родителях умолчу, научные работники без навыков торговли.
Менатеп окучивали, Делл, - о, боги. Весело и жутко. Потом вообще ужас, чудом муж жив остался, я считаю. Дочка родилась в 1999, тут уже зажили небедно, слава богу.
Но измененное, скажем так, состояние долго, очень долго не отпускало. Вы знаете, Мария, я вот ваш пост читала, и заболело сердце. Я стараюсь это время не вспоминать. Интересно, что я поняла сейчас: был момент, когда мне вспоминалось все это как "круто, мы справились", типа приключение. А потом как отрезало, и воспоминания стали как о травме.
leolion_1 From: leolion_1 Date: Ноябрь, 24, 2018 06:41 (UTC) (Ссылка)
Да, именно так, особенно тогда, когда приходит осознание того, какой ценой/за чей счет было пройдено это приключение, для меня лично это так.
Тогда я не думала о том, что мои родители прикрывают меня от тягот этого времени всеми силами. Несмотря на весь ужас творящегося вокруг, я умудрилась прожить то время, так и не став взрослой, я резко повзрослела только в тот момент, когда родился мой сын.
Андрей Климов From: Андрей Климов Date: Ноябрь, 24, 2018 01:16 (UTC) (Ссылка)

а вот с другого полюса реплика

Я уже был взрослым в 1991-м, 30 лет. Многого достиг, по совковым понятиям. А тут все и рухнуло. За рубеж не выпускали из-за формы допуска, аж до 1993. Но я как-то ловко и быстро пристроился. Из-за своих спортивных и армейских связей: из науки сразу в нехорошие люди. Мы занимались сначала ваучерами, а потом векселями энергетических компаний. Кредитовали, обналичивали. Компашка наша была знатная, но на данный момент из 12 человек в живых осталось только трое. За один день можно было сделать 10-15 000 usd «на рыло». И так продолжалось месяцами. Каждый день ты ковал бабки: планомерно, тупо, мерзко, неотвратимо. Доходило до того, что не было желания ехать за очередными 10 000, и ты посылал почти случайного гонца или вообще манкировал. Из дела выйти было нельзя, только на кладбище. Все время с оружием, все время пьян. Как в той песне: «вечно молодой, вечно пьяный», но она появилась позднее. Однажды на мне зависло несколько млн usd, по объективной причине. Нужно было ждать. Но люди, которые в деле, нервничали и приставили ко мне «охрану». И вот еду это я на ужин в ресторацию, а позади почетный кортеж из 3-х геликов: пасут, чтобы я не утек случаем. Все тетки, которые со мной тогда были – исчезли, никто не выдержал. Моментами накатывало, и ты просто раздавал деньги: каким-то бабкам на улице или в магазине, в детдом или какому-нибудь инвалиду ДРА. Однажды пришли к такому, по наводке, мол, парень молодой - пропадает. В квартире - срач, хрущоба, первый этаж, 2-х комнатная. Дверь - разбита. Внутри – тело без ног. И эта жуткая вонь. Едва поняв, что мы ему что-то предлагаем, дыша перегаром он попросил: «Братишки, лучше просто убейте меня, прошу. Сам не могу». Мне жена говорит: ты напиши как все было, а то вранье одно псевдо-романтическое. А смысл? Дерьмо одно. Да и живы еще некоторые фигуранты, негоже их цеплять.
leolion_1 From: leolion_1 Date: Ноябрь, 24, 2018 06:49 (UTC) (Ссылка)

Re: а вот с другого полюса реплика

Псевдо-романтическое вранье о тех временах распространяют люди, которым повезло проехать эти времена на чужой шее, за чужой счет и по принципу "умри ты сегодня, а я - завтра".
van10 From: van10 Date: Ноябрь, 24, 2018 06:02 (UTC) (Ссылка)
Интересно другое - почему ты это вспомнила именно сейчас.
leolion_1 From: leolion_1 Date: Ноябрь, 24, 2018 06:25 (UTC) (Ссылка)
С Джо обсуждали именно это вчера в столовке, я на факультете была))
Говорили о том, что наши родители в нашем возрасте выглядели старше и взрослее нас, ну, и вырулили плавно к этой теме.

А ты какой кризис в большей степени лично ощутил, первый или второй?

Edited at 2018-11-24 06:27 (UTC)
nenastja From: nenastja Date: Ноябрь, 24, 2018 06:56 (UTC) (Ссылка)
Так уж вышло, я не помню никакого прекращения кризиса между этими двумя. Из наших знакомых пострадали только те, у кого по каким-то причинам в 1998 году на руках оказалось много рублей, а таких было мало. Я все это воспринимала как такой спокойный умеренный постапокалипсис. Отважные авантюристы ищут запасы или хотя бы свалки, оставленные прошлой могущественной цивилизацией. Господствует натуральный обмен и натуральное хозяйство. Возникают секты, обещающие светлое будущее или поклоняющиеся светлому прошлому.
И только в начале двухтысячных с удивлением стали обнаруживать, что мы уже не в жопе.
leolion_1 From: leolion_1 Date: Ноябрь, 24, 2018 07:25 (UTC) (Ссылка)
Я выше Есе написала, что должна быть еще категория людей, которым одинаково тяжело дались оба кризиса, думаю, вас туда же можно отнести (и не только вас).
101 комментарий or Оставить комментарий
Страница 1 из 3
[1] [2] [3]