Очень советую тем, кто еще не был, выставку посетить. Выставка составлена не просто хорошо, она составлена так, что биография этого невероятного по нынешним временам человека оживает и обступает вас со всех сторон.
Ему все же не давали в нашем образовании такого масштаба, как. например, Репину, того положенного места, куда могла бы вместиться такая личность.
А на этой выставке его можно осознать, я только на ней и осознала. Кроме того, открыла для себя и новые периоды его творчества.
Я хорошо знала картины туркестанского, индийского и балканского циклов, конечно, знаменитые картины "наполеоновского цикла", но, например, русский, японский и палестинский циклы мне были неизвестны вовсе.
Там же возникает невольная и неизбежная мысль о том, что такое до мозга костей русский творческий человек.
И у российских властей к нему претензии (мол, сгущает краски, очерняет, выставляет не в том свете, русского воина не уважает, показывая его поражение и бегство), и у французских
(цикл о войне 1812-го не дали выставлять в Париже, поскольку усмотрели в нем оскорбление французской армии).
И от барской любви и званий человек уклоняется, и живет все больше в Париже, когда не находится в путешествиях и походах.
И с церковными властями и тут, и там не задалось, что в Европе его картины на тему евангельских сюжетов подвергаются религиозной цензуре, что тут, так безвестно и пропали.
И "ура-патриотизм" человек не приемлет, считает его проявлением узости ума.
Но как только Родина оказывается в войне, он идет в окоп проливать свою кровь за нее, не разбирая, зачем и почему Родина в этой войне оказалась. Так свою жизнь за нее и отдает.
Под картиной "Нападают врасплох" вся суть русского военного характера, который он знал, которым он сам жил и который с тех пор совсем не изменился.
«Я решился, коли можно — отстреляться, а коли нельзя — не достаться им легко".