Я, по-моему, уже рассказывала о моем разговоре с профессором болгарской академии три года назад. Я спросила ее "Лена, после того, как вы вступили в ЕС, что изменилось к лучшему?"
Она тут же ответила "Мне больше не нужно думать о визах и оформлении документов, я просто встаю и еду".
Я кивнула. Для ученого этой действительно очень важно, первостепенно важно, я, например, пропускаю интересные мне конференции в Британии только потому, что я не хочу связываться с их безумным посольством, которое еще хуже штатовского.
"А еще?" - спросила я ее. Она помолчала, задумавшись. "Да, пожалуй, больше ничего. Во многом стало только хуже".
Так бесстыдно обобрать людей и вообще ничего им не дать взамен, на это даже евроассоциаторам то, что у них вместо совести, пойти не позволяет. Я не про внутренних, к ним даже слово "бесстыдно" неприменимо, я именно про внешних.
Они прекрасно знали и знают, что им надо от туземцев за эти бусы.
Разумеется, эти буйные празднования, как будто Украина все это время была за железным занавесом, хотя уж украинцы ездили и уезжали, как мало кто, выглядят маразматически.
Но радующихся я понять могу, потому что это не возможность путешествовать и жрать в три горла эти навязшие в зубах круассаны. Это, извините, как в том анекдоте про Деда Мороза и эфиопских детишек "Нет, детки, подарки только тем, кто хорошо кушает". Это удобно для богатых, тех, у кого есть лишнее на круассаны и не проблем с тем, чтобы купить обычный хлеб.
Но это прямая возможность для поиска работы. Людям надо на что-то жить. Учитывая стремление к введению визового режима с нами, это остается фактически единственной реальной возможностью.
Собственно, погоды стоят предсказанные. Начинается вымывание молодого слоя. Не наиболее профессионально подготовленного, их как раз и при визовом режиме высасывает без проблем. Молодого. Страна начнет стареть, но иным способом и по иным причинам, нежели стареют благополучные страны Европы. Она начнет стареть безнадежно и в пользу этих стран. И поскольку качество образования летит вниз стремительно, то никаких препятствий этому не будет, любой на что-то годный молодой человек предпочтет учиться в Европе.
Домой при этом вернется 1 из 100, как у нас, и этот возвратный поток ничего не перекроет.
Нам тут жаловаться не на что, так как мы тоже высосали за последние несколько лет изрядно, и именно дорогой профессиональный слой, закрыв частично лакуну между поколениями и просто технологическую на наших предприятиях. Скорому импортозамещению украинских комплектующих мы обязаны именно тем, что те, кто их делал на разоренных заводах, уже тут. Нам это ничего не стоило, глядя на тех, кого мы им отправили взамен, типа Маши Гайдар или Ганапольского, так мы еще и в прибыли остались.
Я еще в 13-м, до начала страшных событий, сказала, что люди стоят за право ездить в Европу без виз с ведром и шваброй. И что будет как в Болгарии, бедненько, но чистенько.
Все так и стало.
С одним "но", придется обойтись без "чистенько".