leolion_1 (leolion_1) wrote,
leolion_1
leolion_1

свещение vs светительство

В ленте увидела ссылку (прошу прощения, не отметила, у кого именно среди уже открытых вкладок) на пост вида "Рабинович перепевает" касательно статьи с критикой "нового атеизма", к столпам которого причислены Докинз и компания, и рецензии на нее. Сам пост это рецензия на рецензию.
Интересующиеся статьей могут посмотреть ее по ссылке отсюда  http://trevor-mckinney.livejournal.com/84398.html

Я не буду умножать Рабиновича на Фибоначчи и обсуждать содержание поста, кроме одной только цитаты, вот этой
Радикальные предшественники "новых атеистов"...(...)... хорошо знали (просто в силу структуры образования того времени) аргументы своих оппонентов и обращались к достаточно образованным людям (по крайней мере, умеющим читать и имевшим возможность приобретать книги), которым эти аргументы были знакомы. "Новые атеисты", являющиеся весьма невежественными в отношении того, что они ниспровергают, обращаются к людям, которые невежественны в этом отношении в ничуть не меньшей степени.

На заре существования этого блога я еще полагала, что сетевые дискуссии в формате диалога между верующими и атеистами имеют смысл, и даже могла бы и определить и многие смыслы. С течением времени и после моей шестилетней радиоистории в качестве автора программы о науке на религиозном канале  я разочаровалась в этом своем убеждении. Мне пришлось признать, что все эти смыслы, от взаимного умиротворения до евангелизации, таким образом не реализуемы.
Именно по той причине, что изложена выше.
Современная евангелизация младоатеистов невозможна без усиления секулярного просвещения. Самого обыкновенного просвещения, ознакомления с фактами и с принципами построения логических взаимосвязей между вещами и явлениями.
Потому что подавляющее их большинство просто не знает и не понимает и десятой части того, о чем берется рассуждать, а на уровень дискуссии, тем не менее, претендует.

Проблема тут в том, что усилиями новых атеистических просветителей каждый младоатеист получил право по умолчанию считать себя более образованным, знающим исторический контекст и понимающим физическое устройство мира, чем любой верующий. Вот этого они добились, чем навредили несчастным людям просто невероятно, загнав их в ловушку безосновательного интеллектуального самодовольства и отучив их умственно самостоятельно трудиться, причем, трудиться на совесть и не превращать это в развлечение, от которого обучаемая (великовозрастная) деточка тоже быстро устает.

А почему так произошло?
А я вам объясню. Посмотрите внимательно на два этих слова "просвещение" и "просветительство". Первое подразумевает проникновение света во тьму и некую совершаемую по пути работу над средой. Второе сосредоточено на источнике и в большей степени его и характеризует.
Вот у нас кругом, куда ни плюнь, второе. Самодовольные просветители делятся с публикой умственной жвачкой в комиксах и шутках-прибаутках, избавляя ее от любых самостоятельных шевелений извилиной и снабжая развлекательным контентом с претензией. Публика благодарно водружает их на пьедестал, создает фэндом, и просветители светительствуют, освещая себя прожекторами паблисити и лучась авторитетом, который не подкреплен ничем, кроме желания публики чем-то развлечь не занятый работой мозг.
Просвещение, понуждавшее к труду и настоящему саморазвитию, сменилось на "ура, сейчас придет Вася, мы будем играть и нам будет весело".

Сказанное не означает, что я против умственной игры или увлекательности обучения, вовсе нет. Я против того, чтобы обучение заменяли игрой, потому что просвещение в этом случае теряет и смысл, и (неизбежно) содержание.
Для человека, которого коснулось просвещение, чья сумма знаний и умений есть следствие просвещения, игра не представляет собой никакой опасности, он уже умеет работать и потому и из такого рода популярных форматов способен вычленять полезное и видеть "растяжки" из передергиваний, недоговорок, несостыковок и пропусков, избыточного энтузиазма и лишних акцентов.
Но если вы под видом работы пичкаете человека исключительно жвачкой-комиксами, то, научив его так играть, работать вы его уже не научите никогда. Вода сама по себе вверх не течет. Обработка информации никогда не выиграет у простого потребления без сильной мотивации.

Потому и "новый атеизм", представляемый людьми из научной или околонаучной среды, получил такое бурное развитие. Потому что гуризм в сочетении с шоу-бизнесом встал на эти игровые рельсы как влитой. Сколько я ни видела книг, эссе или видеозаписей с апологетами "нового атеизма", никогда я не встречала целенаправленной попытки заставить человека размышлять. Нет, это всегда попытка увлекать и развлекать под видом принадлежности к интеллектуальному времяпрепровождению.

Человек думает не тогда, когда принимает от кого-то готовый ответ, а когда он задает вопрос.
Просвещение учило искать и спрашивать. Просветительство учит быстро отвечать.

Вы понимаете, что я хочу этим сказать?...
Tags: наномысли наномозга
Subscribe

  • (no subject)

    от dok_zlo Статья в Cell (российская группа) по Т-клеточному иммунитету. У доноров, сдававших кровь до и во время пандемии, выросло…

  • Научный уикэнд в ИФХЭ РАН

    Если вы пропустили Научную субботу в нашем институте, то не расстраивайтесь. Теперь вы сможете провести в Институте физической химии и электрохимии…

  • Ученые каникулы в записи

    Вывешиваю, как и обещала, ссылки на вебинары Ученых каникул. Чуть позже вывешу запись Научной субботы в ИФХЭ РАН. Наш тандем с СЗВ " Гибридные…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments