Давеча была у меня история, все недосуг было рассказать, я ее почти забыла, а тут на днях к слову пришлась, я и вспомнила.
История случилась недавно в Казани, когда мы делили пространство конференции вместе со спортсменами-дзюдоистами и их обслуживающими командами из разных стран.
Иду я вечером бар в лобби, там за столиками уже довольно много иностранного народу, в основном шумно-французского, но стойка свободна, так как она короткая и в проходе, для больших компаний это не годится. Я иду к ней, сажусь на стул, а в это время бармен обсуждает разные дела со своим, судя по всему, знакомым или коллегой, который тоже сидит за стойкой, причем, содержание беседы носит такой характер, который при посторонних обыкновенно не обнародуют. Оба мельком мотрят на меня, поскольку я молчу и пока размышляю, что бы заказать, одновременно глядя в новостную ленту телевизора над стойкой, то отворачиваются и продолжают обсуждать свое деликатное как ни в чем не бывало.
Я про себя неодобрительно качаю головой в сторону казанских нравов, но вида, конечно, не подаю, воспитание не позволяет.
В какой-то момент они переключаются на соревнования и знакомый бармена спрашивает у него, как там, мол, наша команда. И я автоматически сообщаю - "заняли третье место, позорники".
Оба очень непосредственно вздрагивают, уставившись на меня, бармен ойкает и восклицает "Вы что, по-русски говорите???!!!"
Я в ответ уставляюсь на обоих "Естественно, - говорю, - если я русская, то это мой родной язык, что вас удивляет?"
В ответ слышу негодующе-обвиняющим и обиженным тоном, как будто это я и виновата, что у них языки пришиты некрепко и не на том месте - "Да вы же на русскую не похожи! Вообще!"
"Вообще не похожа" я была, разумеется, только в их внушаемом воображении, которое восприняло большое количество иностранцев в отеле естественным фоном, а крупно-клетчатый пиджак с подвернутыми рукавами и замшевыми декоративными налокотниками и белые конверсы на человеке моего возраста как (пока) неественное вкрапление в обычный фон вне отеля (хотя подростки и молодежь в Казани одеваются преимущественно современно, стильно и со вкусом).
Но суть не в этом.
Суть в том, что наш человек до сих пор свято убежден, что настоящий иностранный иностранец не может говорить и понимать по-русски, а, значит, при нем можно говорить о чем угодно.
То есть, чем чужероднее выглядит человек и чем менее он похож на русского, тем больше у него шансов.
Госдепу на заметку, тэкс-ть.