С лишением прарва поступления "по причине бедности" в первую очередь.
Оригинал взят у
Проходной балл, списки, вывешиваемые у входа, толпа родственников, ожидающих оценок, — школярам былых времен такое не могло присниться даже в кошмаре. На заре высшего образования форменных вступительных экзаменов не было, разве что обычное собеседование. Средневековый студент, решивший поступить в университет, должен был выбрать себе наставника, который будет следить за его успехами на всем протяжении обучения, поклясться соблюдать устав университета и уплатить вступительный взнос.
"4 ноября доктор Оноре Кастеллан устроил мне экзамен, после которого я был зачислен, согласно письменному извещению, которое я получил от доктора Гишара. Впоследствии, когда я стал бакалавром, меня известили в отпечатанном листке: "Феликс Платтер был вписан нами собственноручно в книгу студентов медицины 1552 года 4 ноября. Его наставник — доктор Сапорта, декан нашей Академии, уплативший пошлину. Выдано в Монпелье. Доктор Гишар". Я в самом деле выбрал в наставники доктора [Антуана] Сапорту, как водится у здешних студентов, чтобы обращаться к нему лично за разъяснениями. К доктору Сапорте меня направил Каталан, и я был еще ему рекомендован другими», — вспоминал уже упоминавшийся швейцарский студент Платтер.
Впрочем, это еще не все. Во Франции для зачисления в университет надо было предъявить свидетельство о крещении. Согласно уставу университета Монпелье 1315 года, подтвержденному в 1534-м, отлученный от Церкви мог претендовать на поступление только после полного отпущения грехов.
Запись в университет производилась у "педеля", который исполнял функции секретаря, привратника, сторожа и распорядителя церемоний. В английских университетах в XVII веке абитуриент должен был предъявить паспорт, аттестат, подписанный директором начальной школы, и внести деньги. Казеннокоштные студенты сдавали вступительный экзамен — впрочем, совершенно формальный: от них требовалось продемонстрировать знание на школьном уровне латыни и греческого, и любой мало-мальски способный ученик с легкостью ответил бы на вопросы комиссии. Богатым родителям достаточно было заплатить за своих отпрысков повышенный вступительный взнос, чтобы избавить их от этой "неприятности".
Теоретически обучение в университете было доступно для всех, однако на деле поступление, как и сейчас, было обусловлено несколькими обстоятельствами, в первую очередь материального порядка. Если у бедняка не имелось богатого покровителя или источника хоть каких-нибудь доходов (например, церковного бенефиция), о высшем образовании он мог забыть. В академических реестрах Лейденского университета есть записи о лишении права поступления "по причине бедности" и о вмешательствах сената в случае неплатежеспособности студентов. Бывало, что уже принятые студенты уезжали, недоучившись, поскольку не могли внести некоторые суммы, взимаемые университетом.
Напомним, что в Средние века большинство студентов были выходцы из среднего класса — сыновья зажиточных крестьян, купцов, офицеров, мелкопоместных дворян. Вопреки расхожему мнению, аристократия не посылала своих отпрысков в университеты; эта тенденция изменилась только в XVI–XVII веках. Некоторые великовозрастные школяры уже не могли рассчитывать на помощь родителей и должны были сами как-то изворачиваться, чтобы оплачивать учебу.
Источник: книга Е. В. Глаголевой "Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения" (М., "Молодая гвардия", 2014 г.)
"4 ноября доктор Оноре Кастеллан устроил мне экзамен, после которого я был зачислен, согласно письменному извещению, которое я получил от доктора Гишара. Впоследствии, когда я стал бакалавром, меня известили в отпечатанном листке: "Феликс Платтер был вписан нами собственноручно в книгу студентов медицины 1552 года 4 ноября. Его наставник — доктор Сапорта, декан нашей Академии, уплативший пошлину. Выдано в Монпелье. Доктор Гишар". Я в самом деле выбрал в наставники доктора [Антуана] Сапорту, как водится у здешних студентов, чтобы обращаться к нему лично за разъяснениями. К доктору Сапорте меня направил Каталан, и я был еще ему рекомендован другими», — вспоминал уже упоминавшийся швейцарский студент Платтер.
Впрочем, это еще не все. Во Франции для зачисления в университет надо было предъявить свидетельство о крещении. Согласно уставу университета Монпелье 1315 года, подтвержденному в 1534-м, отлученный от Церкви мог претендовать на поступление только после полного отпущения грехов.
Запись в университет производилась у "педеля", который исполнял функции секретаря, привратника, сторожа и распорядителя церемоний. В английских университетах в XVII веке абитуриент должен был предъявить паспорт, аттестат, подписанный директором начальной школы, и внести деньги. Казеннокоштные студенты сдавали вступительный экзамен — впрочем, совершенно формальный: от них требовалось продемонстрировать знание на школьном уровне латыни и греческого, и любой мало-мальски способный ученик с легкостью ответил бы на вопросы комиссии. Богатым родителям достаточно было заплатить за своих отпрысков повышенный вступительный взнос, чтобы избавить их от этой "неприятности".
Теоретически обучение в университете было доступно для всех, однако на деле поступление, как и сейчас, было обусловлено несколькими обстоятельствами, в первую очередь материального порядка. Если у бедняка не имелось богатого покровителя или источника хоть каких-нибудь доходов (например, церковного бенефиция), о высшем образовании он мог забыть. В академических реестрах Лейденского университета есть записи о лишении права поступления "по причине бедности" и о вмешательствах сената в случае неплатежеспособности студентов. Бывало, что уже принятые студенты уезжали, недоучившись, поскольку не могли внести некоторые суммы, взимаемые университетом.
Напомним, что в Средние века большинство студентов были выходцы из среднего класса — сыновья зажиточных крестьян, купцов, офицеров, мелкопоместных дворян. Вопреки расхожему мнению, аристократия не посылала своих отпрысков в университеты; эта тенденция изменилась только в XVI–XVII веках. Некоторые великовозрастные школяры уже не могли рассчитывать на помощь родителей и должны были сами как-то изворачиваться, чтобы оплачивать учебу.
Источник: книга Е. В. Глаголевой "Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения" (М., "Молодая гвардия", 2014 г.)