?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
кадр с кадрами - Ничего лишнего
Вашу логику повесьте здесь
leolion_1
leolion_1
кадр с кадрами
У Алексея дополнение-алаверды к моему недавнему отчету о посещении круглого стола по кадрам.
В общем-то, впечатления наши совпадают практически полностью.

Оригинал взят у moisav в ФАНО: кадры, кадры..
Замотался с наблюдениями и остальной работой, только сейчас (опять по дороге в Москву) нашлось время рассказать о ФАНОвском совещании по кадрам «Анализ развития кадрового потенциала и прогноз потребности в кадрах до 2020 года» (27 октября)
Приглашались все желающие, успевшие заранее записаться на сайте, узнал совершенно случайно из ленты ЖЖ (рассылки по институту не было).

Как гласит официальный сайт ФАНО, это действие именовалось "круглый стол", модератором дискуссии выступил первый заместитель руководителя ФАНО России Алексей Медведев.
Реально же не было ни стола, ни дискуссии. Две сотни человек плотно забили конференц-зал медакадемии на Солянке (leolion_1 мудро опоздала и расположилась просторнее перед входом, где были экраны с трансляцией). Интересно, что в отличие от общих собраний РАН и отделения, не менее половины присутствующих - женщины всех возрастов. В одном из докладов отмечалось, что единственная административная должность, преимущественно занимаемая в РАН женщинами - ученые секретари (до 75%). Они и сидели?

Два часа непрерывно сменялись докладчики из президиума. Без перерыва и возможности задавать вопросы.

Медведев кратко рассказал, что "совещание" - итог некой кипучей деятельности по кадровым вопросам (рабочая группа из 40 человек, собрали предложения от сети СМУ и от 92% академических организацией, открытая площадка с документами, где зарегистрировано около 10 000 пользователей, региональные сессии в Казани, Томске, Красноярске, Ростове, соцопрос 2000 человек…) Я был поражен, так как в меру сил стараюсь следить за новостями, но ничего об этом не слышал, кроме смутных слов о "программе создания кадрового резерва".

Локосов (директор ИСЭПН РАН). Анализ статданных, опрос экспертов и общественности (кажется, и я когда-то анкету заполнял). Много цифр разной степени интересности:
доля молодежи (<39) сейчас превышает долю тех, кому 65+, но докладчик отмечал искусственность этих границ, в условиях, когда имеем провал численности среднего поколения
с директорами наоборот: 4% ( <39) и 36% (65+)
доля исследователей по академии снижается, сейчас 51%
Директорских и руководящий корпус - 14% от численности
Закончил оптимистичненько: "доля молодежи растет, проблема мобильности - спорная, доказательств низкой эффективность работы - не нашли доказательств, а вот рост бюрократизации - пугает"

Андреев (заместитель декана факультета глобальных процессов МГУ). Им, как сторонней организации, тоже заказали исследование. Довольно интересно, хотя повторяемые постоянно "молодые ученые" уже утомили.
Убавил оптимиза предыдущего докладчика, напомнив, что сейчас научную карьеру начинают делать рожденные в демографической яме 90х, их в 2 раза меньше. Математическая модель показывает, что даже при увеличении зарплаты в 2 раза, число занятых в науке не вырастет в ближайшие годы.
Переживает, за то, что делают с детками в школе: "тесты школьников по математике в 4-8 класс - не слабее большинства других стран, а вот к выпуску - падение до уровня США, а это низко.."
Опрошенная молодежь амбициозна и хочет управлять, готова учиться (чему?) в кадровом резерве, но не дольше пары месяцев

Гохберг (проректор ВШЭ). Очень показательно - без презентации, поток сознания от профессионального болтуна.
Еще и выбился из регламента (никакого ведения-то не было). Тезисы противоречивые и спорные, непонятно откуда взятые цифры и факты:
…30% техперсонала в академических институтых не имеет высшего образования, как и большинство (!) кадров администрации
…якобы большинство организаций наукой не занимается, а лишь эксплуатирует доставшиеся помещения....
… зачем столько неэффективных (!) ученых, что это за "поддержка традиций и школ", удалось ли их поддержать вообще и кому это нужно…
… по многим направлениям не только не ведем исследований, но не понимаем о чем там речь...
…Зато у нас в Вышке такой кадровый резерв уже есть много лет, сотни сотрудников вовлечено, стажировки, академическая мобильность, равнение на ВШЭ…

В общем, об этом деятеле уже хорошо leolion_1написала, для меня же это было как выступление марсианина об их местных проблемах, я в другой науке работают.

Шобунова (заместитель директора ИСЭРТ РАН) о том как со школьной скамьи учить болтологии и экономике, дабы набирать кадры в свой институт.
Из интересного: практикуют стажировки молодежи в качестве временных руководителей подразделений, по завершению - отчет и предложения.

Кувалин (заместитель директора ИНП РАН). Много общих слов об очевидных проблемах: доходы, жилье, дефицит руководителей.
Резонное обращение к ФАНО и в Минобр: "говорите о молодежи, а что тогда творите с очной аспирантурой? В этот раз вооще мест не дали? Кому она мешает?"
Три жизненных участка, в которых велика вероятность ухода из науки:
окончание вуза, окончание аспирантуры, женитьба/замужество
Способы удержания предлагаются стандартные: премии, расширение линейки грантов, коммерческие работы, жилищные программы..

Черныш (заместитель директора ИС РАН).
Доклад без презентациии, с общими словами об анализе 36 интервью ушедших из науки. Уходят лучшие и это - основная проблема.
Совершенно потрясающий тезис: тенденция публикаций в западных журналах приводит к негативному явлению "ухода из дискусса российской науки". Возможно, у каких-то совсем специфических гуманитариев это и так, но в физмат я просто не понимаю проблемы. У нас все вообще наоборот!

B вот тут-то и дали минут 10 на "дискуссию", вернее на то, чтобы выслушать предложения от уставшей аудитории. Толковых предложений, от тех, кто добрался до микрофона уже не было - больше жалобы и воспоминания о том, как все было хорошо, в "их времена". Только я попытался сказать о проблеме новых требований к руководителям институтов ("эффективный менеджер" vs опытный исследователь), как объявили, что времени осталось лишь на одно выступление и тут-то leolion_1 пробилась к микрофону, сказав и об этом и о многом другом, кратко и емко:
- Подбор руководящих кадров так, как он проводится сейчас, более ориентирован на карьеристов, нежели на ученых. Кого хочет ФАНО видеть во главе институтов?
- Выстроенный сейчас "молодежный" грантовский уклон приводит к тому, что до 35-39 лет идут мощные бонусы просто за возраст, а потом - резкий обрыв. Возможно, так вновь начнем терять поколение 40-летних...
- Нельзя всю проблему сводить только к зарубежным стажировкам, наука должна делается и в том числе и здесь

Единственная, кому хлопали, кстати.

Под занавес - "итоги от Медведева". Очередной раз убедился, что, в отличие от Котюкова, это "чкучающий чиновник" не оратор, как к его словам относятся, похоже его не волнует:
..Спасибо за продуктивное ОБСУЖДЕНИЕ…В академическом секторе сейчас идет диструктивный депрессивный процесс... Ваши предложения войдут в доклад, направляемый Президенту

В общем, цель у совещания была, похоже, единственная - имитация "широкого общественного обсуждения" этого самого доклада.

Метки:

4 комментария or Оставить комментарий
Comments
urso_curioso From: urso_curioso Date: Ноябрь, 13, 2015 18:56 (UTC) (Ссылка)

лучшее конечно впереди?

"Самое трудное в реформе науки только начинается"

Правительство РФ утвердило план структуризации академических институтов. О первых интеграционных проектах, целях и задачах структурных преобразований в интервью "Российской газете" рассказал первый заместитель руководителя ФАНО России Алексей Медведев.

www .rg. ru/2015/10/21/medvedev.html
leolion_1 From: leolion_1 Date: Ноябрь, 13, 2015 19:39 (UTC) (Ссылка)

Re: лучшее конечно впереди?

Пфф..ну, кто бы сомневался, разумеется, впереди и в недалеком будущем.
maksina From: maksina Date: Ноябрь, 14, 2015 23:46 (UTC) (Ссылка)
Спасибо за перепост, Маша. У Алексея я как-то пропустила (
leolion_1 From: leolion_1 Date: Ноябрь, 15, 2015 06:10 (UTC) (Ссылка)
Да не за что, Ир, ладно бы еще это что-то радостное было....
4 комментария or Оставить комментарий